О таком виде искусства, как оригами, слышал, наверняка, каждый современный человек. Однако часто даже тот, кто любит проводить свое свободное время, складывая всевозможные фигурки из бумаги, не знает, какой является история оригами, когда и где зародилось это искусство.
Обязательным материалом для данного вида искусства является, естественно, бумага. И хотя первый станок по производству бумаги был изобретен в Китае, история оригами берет свое начало в Японии. Именно японцы в начале 8 века начали складывать различные фигурки. Кстати, в японском языке слово «оригами» означает «сложенная бумага». Стоит отметить, что в те времена бумага являлась очень дорогим материалом, поэтому доступна она была только храмам и монастырям. Монахи делали специальные бумажные коробочки под названием «санбо», в которых приносили жертвы богам. Эти первые поделки оригами изготовлялись без использования каких-либо инструментов, а материалом являлась исключительно бумага.
Немного позже каждый японский аристократ умел делать подобные коробочки для преподнесения подарка дорогому человеку или дани богу. А спустя 600 лет бумага перестала быть столь ценным ресурсом, что позволило данному искусству развиваться большими темпами. История возникновения оригами, наверное, уже давно забыта японцами, однако подаренная ими техника складывания первых самолетиков, фигурок животных и удивительных цветов радует весь мир и сегодня.
Как уже упоминалось выше, первыми изделиями, изготовленными в технике оригами, были коробочки. Но поскольку они изготовлялись исключительно в практических, а не декоративных целях, их нельзя назвать настоящими произведениями искусства. Журавлик – именно с этой фигурки началась история оригами, как вида искусства. В первом японском издании по оригами под названием «Семба - цуру ориката», что в переводе означает «Как сложить тысячу журавлей», были описаны особенности складывания из бумаги 49 моделей журавликов. Это была достаточно подробная инструкция оригами, хотя и с минимальным количеством графических иллюстраций. Выпущена эта книга была в 1797 году настоятелем храма Рокан.
Стоит отметить, что в книгу вошли инструкции по складыванию не только отдельных журавликов, но и различных сочетаний их между собой. Например, фигуркам могла быть придана форма гирлянды, которая получалась путем соединения нескольких журавликов за кончики крыльев или клювы.
Наиболее активно искусство оригами в Японии начало развиваться после Второй мировой войны. Многим история оригами обязана японскому мастеру Акиро Йошизаву. Именно он начал складывать первые, до того времени неизвестные, фигурки из бумаги, среди которых были лягушки, рыбки, журавлики, цветки ириса и многие другие.
Что касается стран Европы, то многое приверженцы этого искусства, живущие на их территории, почерпнули из Японии. Однако нельзя утверждать, что история возникновения оригами в Европе связана исключительно со страной Восходящего Солнца. Так, некоторые фигурки были сложены испанскими мастерами, а символом оригами в этой стране являются бумажные птички – «пахариты». Существует предположение, что впервые эта фигурка была сложена в Толедо в XII веке.
В 1937 году в Лондоне была издана первая в Европе книга по оригами «Изготовление бумажных игрушек». Ее автором стала Маргарет Кемпбелл. Благодаря ей стало легче складывать такие поделки оригами, как «птица», «водяная бомбочка» и «лягушка». А в 1946 году в английском детском журнале была опубликована схема складывания журавлика.
В России развитие данного вида искусства уходит своим корнями в глубокую древность, однако дать точный ответ на вопрос, когда и как впервые появилось первое оригами из бумаги на территории нашей страны, пока что невозможно. Существуют достоверные данные о том, что Лев Толстой умел складывать различные фигурки из бумаги и посвящал этому немало времени. Найдена его рукопись, где он упоминает о том, что одна женщина научила его делать петушков из бумаги, родиной которых является Япония. Эти «создания» очень забавно махали крыльями, когда их дергали за хвост. Толстой писал, что в дальнейшем все, кому он показывал, как складывать эту фигурку, приходили в восторг от увиденного.
Если говорить о более позднем времени, то развитие оригами в России шло настолько стремительно, что уже в период Советского Союза не было ни одного школьника, которые не умел бы складывать бумажный кораблик, самолетик, стаканчик и многие другие предметы.
Поделки оригами могут быть представлены в виде как плоских, так и объемных фигурок. Под плоскими изделиями имеются в виду различные животные и предметы, которые имеют только одну лицевую сторону и не способны удерживать вертикальное положение на поверхности. В такой технике складывают и кошек, и мишек, и снеговиков и многие другие фигуры.
Что касается объемного оригами, сразу же стоит отметить, что эту технику многие путают с модульной, однако это две разные вещи, и это важно знать. Говоря об объемном оригами, имеется в виду, что из одного листа бумаги путем всевозможных складываний можно получить фигуру, которая будет сохранять вертикальное положение без посторонней поддержки. Вспомните хотя бы кораблики, которые могут не только стоять на столе, но и успешно плыть по ручью. Аналогичным образом можно изготавливать множество фигурок.
Инструкция оригами «домик» является одной из наиболее простых. Для этого понадобится сначала сложить пополам квадратный лист бумаги, а затем еще раз пополам, но уже по вертикали. Последнее действие производится для обозначения центра, к которому на следующем этапе необходимо согнуть края прямоугольника и снова получить квадрат. После это последние изгибы разворачиваются, а верхняя часть прямоугольника загибается к первой намеченной линии под углом 45 градусов. После этого следует развернуть угол и, отогнув к середине верхний слой прямоугольника, сформировать «крышу». Аналогичные действия нужно проделать и с противоположной стороной. Вот домик и готов! Для придания ему большей реалистичности можно воспользоваться карандашами, фломастерами или же цветной бумагой, клеем и ножницами.
Еще одно распространенное и простое оригами из бумаги – кораблик. Для его изготовления понадобится прямоугольный лист бумаги, который следует сложить вдвое поперек, а затем еще раз вдвое, но уже вдоль. Последний изгиб разровнять и к нему согнуть верхние углы листа. После этого один слой нижней части, которая осталась после складывания углов необходимо загнуть наверх c одной стороны, а второй слой – наверх c другой стороны. Полученные по бокам уголки аккуратно загнуть на противоположные стороны, чтобы не выступали. Далее свести углы полученного треугольника таким образом, чтобы получился квадрат. Далее нижние углы необходимо подогнуть вверх на разные стороны, а затем снова свести углы полученного треугольника. На последнем этапе верхние уголки необходимо развести в стороны и можно отправляться с корабликом к ручью.
Модульное оригами, как и обычное – плоское или объемное, возникло в Японии. Первое упоминание об этом виде искусства приходится на 1734 год. Именно тогда японским автором Хаято Охоко была выпущена книга, в которой имелась инструкция по складыванию модульного куба.
Модульное оригами от обычного отличается тем, что в первом случае для складывания одной фигуры требуется множество маленьких треугольников, предварительно сложенных особенным образом в так называемые модули, в то время как для традиционного оригами требуется всего лишь один лист бумаги.
Для изготовления модулей понадобятся стандартные листы бумаги в количестве, которое в 4 раза меньше количества требуемых модулей для изготовления будущей объемной фигуры. Сначала лист бумаги необходимо сложить вчетверо и при помощи ножниц или линейки разделить на 4 части по образовавшимся изгибам.
Далее каждый из четырех прямоугольников нужно согнуть вдоль, а затем поперек. Последний изгиб нужен только для получения центральной линии, которая необходима для удобства дальнейшей работы. После того как он сделан, необходимо разогнуть изделие и согнуть к центральной линии боковые части прямоугольника. Затем следует перевернуть модуль и загнуть выступы, которые остались, наверх, а уголки – на противоположную сторону. Далее необходимо вернуться на один шаг и загнуть выступы внутрь изделия. Для получения готового модуля необходимо сложить полученный треугольник пополам таким образом, чтобы на одной его стороне образовалось два кармашка, в которые и будут в дальнейшем вкладываться острые концы второго модуля для получения определенной фигуры.
Оригами (в переводе с японского «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага.
Бумага для оригами была изобретена в Китае, а вот первые способы складывания из неё удивительных по красоте фигурок придумали мастера из Японии. В японском языке «Бог» и «бумага» звучат одинаково, «бумага» и «божество» - «ками». В представлениях японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги.
Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. К примеру, кусочки овощей и рыбы, перед принесением в дар грозным японским богам предварительно складывались жрецами храмов в специальные бумажные коробочки оригами — санбо.
Но спустя некоторое время каждый уважающий себя представитель японской аристократии должен был знать, как сделать оригами из бумаги. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.
Немного истории
В периоды Камакура (1185 - 1333 гг.) и Муромати (1333 - 1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать.
В периоды Адзути-Момояна (1573 - 1603 гг.) и Эдо (1603 - 1867 гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста-четыреста лет тому назад, изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими.
Среди них и японский журавлик (цуру) — традиционный японский символ счастья и долголетия. Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения в поколение в основном по женской линий. Историки оригами утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.
Первой книгой по оригами, которая вышла в Японии в 1797 г., считается книга «Семба-цуру ориката». Ее название переводится «как сложить тысячу журавлей». Это связано со старинной легендой, в которой говорится, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной-единственной модели — журавлика. Разнообразие же 49 вошедших в нее моделей строится на различном сочетании журавликов между собой. Например, они могут иметь вид гирлянды, в которой фигурки соединены кончиками крыльев или клювами.
В 1845 г. в Японии издается книга «Кан-но-мадо», что в литературном переводе означает «зимнее окно», или точнее «окно середины зимы». Она включает инструкции, большей частью словесные, как складывать несколько десятков классических фигурок из бумаги и графические иллюстрации готовых моделей. Именно в «Кан-но-мадо» впервые печатается схема складывания базовой формы «лягушка» и самой фигурки на этой основе.
Это время характеризуется началом «демократизации» оригами — превращения этого занятия из ритуально-храмового действа в популярный досуг. Название книги указывает на оригами как на занятие, с помощью которого можно приятно скоротать длинный зимний вечер.
В 1879 г. директор школы для девочек Саки Нобузоу сделал для своих маеньких учениц книгу по оригами, содержащую инструкцию складывания 20 несложных классических фигурок. В 1885 г. Окамото Консеки издал книгу для детей по оригами «Ориката», которая позже была переведена на английский язык.
Новый этап в истории создания оригами начался после Второй мировой войны благодаря деятельности Акиры Йошизавы. Во время войны он был служащим военного завода и мечтал заняться оригами профессионально. После войны, перенеся голод и нищету, Акира Йошизава изобрел сотни потрясающих фигурок. Он доказал, что искусство может быть авторским и изобрел условные знаки складывания, которые можно представить в виде рисунков-чертежей.
В течение нескольких лет Японское министерство иностранных дел посылало его в многочисленные поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное им традиционное японское искусство стало международным средством мира и дружбы без слов.
В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, цветком ириса.
В Европе тоже были знакомы с искусством складывания бумаги. Например, в Испании была создана бумажная птичка «пахарита». Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании «делать пахариты», а разнообразные фигурки — «различные другие пахариты».
И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще в Европе складывали ткань — воротники (в костюмах XVI-XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.
В начала XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором «фольклорных» фигурок из бумаги.
Вот имена известных людей, любителей оригами, из рук которых вышло множество замечательных бумажных фигурок: Леонардо да Винчи, Льюис Кэррол, Гудини. Известно, что Лев Толстой большой знаток оригами.
Оригами — и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.
Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга.
Но прежде всего, оригами — это искусство, которое дарит людям радость!
Оригами — волшебство рук и линий, когда лист бумаги в твоих руках превращается в настоящую игрушку, или упаковку для подарка, или бумажную посуду и даже мебель. С тех пор, как я увлеклась этим искусством, мне кажется, что нет такого, что нельзя было бы сложить из бумаги.
Из листа простой бумаги получаются необычайные волшебные цветы, изумительные украшения. Животные — совсем как настоящие, рыбы-плывут, птицы — летают. Самолеты и корабли всегда готовы отправиться в путешествие... А как давно человек освоил это искусство? Поговорим об этом сегодня.
Искусство оригами зародилось много веков назад в Японии. Точнее будет заметить, что в то время оригами еще не рассматривали как вид искусства. Бумага в то время была дорогая и являлась предметом роскоши. Первые поделки появились в монастырях.
«Ори» означает «сложенный», «ками» — «бумага» и «бог» одновременно. Японцы проводили мистическую связь между фигурками, сложенными из бумаги, и религиозными ритуалами. Фигурками из бумаги украшали стены храмов, статуи богов, помещали их на жертвенные костры.
Когда бумажное производство стало развиваться быстрыми темпами, оригами утратило свое мистическое значение и вышло за пределы храмов и монастырей. Но бумага все еще была достаточно дорогим материалом и непозволительной роскошью для низших слоев населения, поэтому, оригами уже, как искусство, получила распространение, в первую очередь, при императорском дворе. Умение складывать поделки из бумаги считалось признаком изысканных манер и хорошего образования. На балах кавалеры развлекали дам складыванием поделок из бумаги. Фигурки являлись гербом и печатью в знатных семьях, ими украшали дома и праздничными церемонии. Тайные послания сворачивались в определенной последовательности, так что несведущий человек не могу их развернуть. Любовные же послания и записки носили отпечаток романтизма и складывались в виде бабочки, птички, цветка.
В XVI-XVII веках оригами стало доступным увлечением многих японцев. Именно в этот период были созданы «классические модели» оригами.
В XIX веке искусство оригами вышло за пределы Японии и стало доступным всему миру. В Европе технику оригами стали применять при складывании ткани при пошиве одежды, головных уборов. Своего широкого распространения оригами достигло после Второй Мировой Войны, благодаря усилиям известного мастера Акиро Йошидзавы. Он создал множество новых, никому не известных фигурок и изобрел единую универсальную систему условны обозначений, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.
Многим из вас с детства известна история о девочке из г.Хиросима, которая искренне верила, что стоит ей сложить 1000 бумажных журавликов и она обязательно выздоровеет. Стихотворение Р.Гамзатова «Я не хочу войны» об этой вере и силе искусства оригами трогает за душу каждого, кто неравнодушен к миру и людям:
Я хочу, чтоб в целом мире
Затрубили журавли
И напомнить всем могли
О погибших в Хиросиме.
И о девочке умершей,
Не хотевшей умирать
И журавликов умевшей
Из бумаги вырезать.
А журавликов-то малость
Сделать девочке осталось... .
Для больной нелёгок труд,
Всё ей, бедненькой, казалось–
Журавли её спасут.
Журавли спасти не могут –
Это ясно даже мне.
Людям люди пусть помогут
Преградить пути войне.
Каждая страна приняла оригами с учетом своих национальных традиций. Так, Испания славится собственными изобретениями в области оригами, птичками — «парахитами».
В Голландии оригами принадлежит ветвь прикладного искусства, на ряду с вышиванием и макраме.
В России оригами признан одним из дидактических приемов при обучении дошкольников и младших школьников. Педагоги проводят с детьми занятия, обучают их складыванию игрушек и поделок. Ведь данное творчество развивает мелкую моторику, пространственное мышление, память, логику и знакомит с геометрическими понятиями.
Все «классические модели» оригами имеют в своей основе квадрат. Однако современное развитие искусства знает модели, сложенные из правильного треугольника, многоугольников и прямоугольника.
В последние десятилетия появились поделки модульного оригами. Это составление фигурок из нескольких одинаковых деталей — модулей. Каждый модуль в отдельности не представляет большого смысла. А вот в единстве с несколькими деталями рождается значимая фигура или поделка.
Еще больше невероятно интересных фактов из истории оригами посмотрите в этом ролике:
Вот такая история возникновения оригами для детей кратко. В нашей сказочной «Мастерской на радуге» собран большой плейлист с простыми оригами. В большинстве своем с ними справятся и дети и взрослые. Видео с оригами вас ждут здесь. А пока предлагаю посмотреть одну из самых любимых моих фигурок оригами — грибы!
Бумажная посуда оригами
Новогодние оригами
Поделки своими руками — деревья.
Бумажный флот — корабли и парусники оригами.
А вы увлекаетесь оригами? Какая фигурка вам нравится больше всего? Пишите в комментариях!
Я желаю вам яркого творчества и полезных знаний!
С любовью,
Людмила Поцепун.
Загрузка...
Сегодня оригами можно смело назвать одним из самых популярных видов творчества. Приемам сложения бумажных поделок научиться достаточно просто, и сможет это каждый.
В статье мы расскажем историю оригами кратко, остановимся на происхождении искусства, а также рассмотрим некоторые другие его техники.
В японском языке слово это буквально означает "сложенная бумага". Но само название "оригами" появилось лишь в конце XIX века с изданием первых книг по оригамистике. А до того приемы изготовления бумажных поделок передавались друг другу наглядно и назывались "ориката" ("занятие складыванием").
Конечно, оригами - это в первую очередь бумажные поделки. А первая бумага, как известно, появилась в Древнем Китае в самом начале второго века нашей эры. Следовательно, историю оригами из бумаги надо связывать с этой страной.
Но не все так просто. Есть мнение, что оригами появилось в Японии. Якобы первые фигурки зародились из искусства драпировки тканей, что было необходимо при изготовлении традиционной японской одежды.
Кроме того, пока бумага была дорогой и доступной лишь храмам, и в Китае, и в Японии оригами использовались лишь священнослужителями для проведения религиозных культов.
Со временем поделки оригами появились и в японских дворянских семьях. Истинный дворянин даже считался теперь таковым, если мог развлечь скучающую даму складыванием этих угловатых, но вызывающих живой интерес фигурок. А самураи использовали поделки для сворачивания записок. Прочесть это послание, развернув фигурку, мог только "свой" человек. Еще позже оригами стали украшать помещения при проведении всякого рода праздничных торжеств.
Традиционная японская свадьба, то есть свадьба, проведенная по канонам синтоизма, например, предполагала обязательное украшение интерьера сложенными из бумаги бабочками, которые символизировали жениха и невесту.
Вообще, о настоящем искусстве оригами, наверное, можно говорить лишь с появлением японского бумажного журавлика - одной из самых несложных и наиболее популярных поделок, созданных без каких-либо практических целей.
Кстати сказать, первая книга-учебник по оригами, изданная в Киото в 1797 году, называлась "Как сложить тысячу журавлей". Это ее название явно отсылало читателя к старинной легенде, которая обещала исполнение желания тому, кто сложит тысячу бумажных журавлей. Правда, несмотря на название, издание рассказывало о методах сложения и других фигурок.
После Второй мировой войны и бомбардировки Хиросимы журавлик из бумаги приобрел особое значение. Японская девочка Садако Сасаки, больная лейкемией, складывала в больнице журавликов, веря, что с тысячным, вышедшим из-под ее рук, отступит страшная болезнь. Девочка успела сделать только 644 фигурки...
Большие заслуги в продвижении и развитии искусства оригами в XX веке приписывают японскому оригамисту Акире Йошизаве (Есидзаве).
Когда-то молодой чертежник Акира, работающий на машиностроительном заводе, объяснял новичкам азы начертательной геометрии, складывая для наглядности фигурки оригами. Он достиг такого мастерства в этом искусстве, что хозяева завода позволили ему заниматься оригами даже в рабочее время.
Впрочем, лишь после войны Акире Йошизаве удалось продолжить свою деятельность. В 1954 году увидела свет его книга "Новое искусство оригами", а вскоре в Токио открылся основанный им Центр по изучению данного искусства.
Этот знаменитый мастер разработал целый устав с универсальными обозначениями сгибов оригами. Эти по сути своей инструкции служили для передачи технических приемов оригами на письме. В книге были собраны базовые модели для осваивающих первые шаги в этом искусстве.
Акира Йошизава прожил долгую жизнь, создал более 50 тысяч ранее неизвестных моделей, а после заслуженного триумфа своей первой книги выпустил еще 18 книг по оригамистике.
Благодаря его деятельности любители классического оригами поняли, что существует идеальный конструктор - квадратный лист бумаги. Только с помощью рук, простых приемов и своей фантазии можно научиться создавать тысячи самых разнообразных образов - животных, растений, предметов.
Считается, что в истории возникновения оригами существовало два самостоятельных источника: японский и западный.
Это искусство появилось в Европе к XVI веку. Так считает история оригами. Тогда умели складывать митры (головные уборов священников) и женские чепцы из ткани без использования ниток и иглы. Особым образом сложенные салфетки при сервировке стола или просто поделки, украшавшие интерьер в европейских домах, также могли служить предшественниками этого вида искусства.
С развитием промышленности бумажные поделки стали популярными и на Западе. Причем сегодня уже доподлинно нельзя сказать, были ли первоначальные модели заимствованы. Например, испанский символ оригами - бумажная птичка "пахарита" из города Толедо, согласно преданию, была изготовлена едва ли не в XII веке. Причем "пахарито" называлась и птичка, и вообще любая фигурка-оригами. Поэтому люди в Испании, говоря "делаем пахариты", имеют в виду складывание бумаги.
Испанский писатель, поэт и философ Мигель де Унамуно, живший на рубеже XIX и XX веков, создал множество фигурок и написал две книги по оригами. Его имя сегодня ассоциируется с испанской и южноамериканской школами по этому искусству.
Приблизительно тогда же бумажные фигурки появились во Франции, на этот раз у фокусников на эстраде. Успешно пробовал себя в искусстве изготовления бумажных поделок и знаменитый американский иллюзионист Гарри Гудини.
Существенный вклад в историю оригами для детей внес немецкий теоретик дошкольного воспитания, основатель системы детских садов Фридрих Фребель. Он еще в XIX веке работал над развитием логического мышления ребенка, складывая простейшие фигурки. Основы геометрии, воплощенные в хитрости складывания квадрата из бумаги, были заимствованы немецким педагогом, вероятно, из учений древних арабов.
XX век стал в истории искусства оригами настоящими открытыми воротами для слияния всех его традиций и объединил любителей-оригамистов всего мира. По сей день на многих языках мира издаются учебники, открываются центры, в которых преподают мастера оригами, происходит развитие и усложнение его форм и методик. Впрочем, и базовые модели, которые искушенным мастерам кажутся простейшими, способны вызвать у новичков, делающих первые шаги в мире оригами-поделок, живой интерес и даже восхищение.
Очень возможно, что именно благодаря Фребелю сегодня так просто рассказать историю возникновения оригами для детей на примере таких простых моделей, как пилотка, кораблик, стаканчик. Ну, уж самолетики и прыгающих лягушек хотя бы раз в детстве, скорее всего, делали все.
А вот еще одна модель, которая в обучении начинающих занимает начальную позицию. Сегодня в учебниках ее называют "коробочка Санбо". В ритуальную Санбо когда-то помещали различные приношения богам в храмах. В дальнейшем же она, перешагнув храмовый порог, стала использоваться при сервировке стола. Это вполне себе универсальная емкость для хранения, например, орехов, конфет или скрепок.
А одной из самых популярных моделей оригами стала миниатюрная птичка с расправленными крыльями. Вероятно, она появилась в Японии, ведь инструкция по сборке этой фигурки появилась в Европе только ближе к концу XIX века. Всемирная выставка в Париже, прошедшая в 1878 году, на которую японцы привезли эту фигурку и раскрыли секрет ее складывания, стала стимулом к объединению традиций Запада и Востока и к развитию нового мирового оригами.
Эта техника выглядит как естественное продолжение классического оригами. В отличие от него, для создания модели используется не один, а несколько листов бумаги, причем ограничение на их количество все-таки было снято, что позволило значительно расширить возможности и фантазию их создателей.
С помощью модульного оригами собирают объемные фигуры: шары, короба, звезды, цветы. Затем они собираются в соответствии с замыслом в еще более сложные и замысловатые модели.
История модульного оригами называет имя Мицунобу Сонобе, который стал основоположником этой техники и пользуется в Японии заслуженным признанием до сих пор. Различные вариации базовых моделей, собственно, даже и называются "сонобе" (или "соноб").
А вот американский математик Роберт Лэнг взглянул на эту технику с особой, инженерной точки зрения и разработал алгоритмы построения фигурок, которые до сих пор поражают точностью своих форм и филигранностью исполнения.
Его гению принадлежат и изделия технического оригами: подушка безопасности, сложенная с помощью приемов этого искусства, и разработка космического телескопа с огромной линзой, выполненной в виде тонкой мембраны. В сложенном виде с ней ракеты транспортировали в космос, где она могла быть развернута и использована без каких-либо повреждений и складок.
В основу техники модульного оригами положено изготовление кубиков-сонобе. Чаще всего они имеют два "кармана", в которые вставляются края других моделей. Так складывается классический шарик-кусудама. Иногда составляющие его модели склеиваются или даже сшиваются друг с дружкой.
Из листов бумаги разных цветов (некоторые в качестве основы для изготовления используют конфетные фантики или даже денежные купюры) можно сложить двухцветные или многоцветные кусудамы, похожие на кристаллические шары или соцветия шаровидной формы. Их еще сравнивают с правильными кристаллами и молекулами.
Множество повторяющихся цветочных сегментов с восемью объемными лепестками - одна из самых модных цветочных моделей в этом виде техники.
В Стране восходящего солнца всегда любили фигурки, которые можно было использовать на практике, в повседневной жизни. Так, в кармашки кусудамы японские целители вкладывали ароматические травы и подвешивали над кроватью больного. А из цветочных кусудам составляли букеты для невесты на свадебные церемонии.
Истории оригами известно большое количество методик складывания бумажных поделок. Самая простая из них - обычное оригами - предназначена для делающих самые первые шаги. Она помогает освоить наиболее простые модели, такие как коробка, цветок, заяц, кошка и др.
А вот "мокрое" оригами. Его изобрел неутомимый оригамист Акиро Йошизава. Для работы в этой технике требуется бумага повышенной пластичности, для чего листы смачивали водой из пульверизатора. Либо на них наносили тонким слоем клеевой раствор. Фигурки, выполненные по этой технике, немного похожи на поделки из папье-маше.
Техника киригами, появившаяся благодаря Масахиро Чатани, японскому архитектору, позволяла использовать при изготовлении поделок ножницы. Плотные листы бумаги надрезают и складывают особым образом, что помогает в изготовлении не только открыток, но и архитектурных моделей, и объемных орнаментов.
Существует еще складывание по развертке или паттерну - то есть по чертежу, где отмечены все складки, которые должны присутствовать в готовом изделии. Чертеж содержит множество линий, и работа с ним предполагает навыки опытного оригамиста.
О том, что оригами - совершенно бесценное занятие для малышей, многие педагоги говорили и еще будут говорить. Во-первых, оно развивает мелкую пальцевую моторику и воображение, воспитывает такие важные навыки, как усидчивость и терпение. Во-вторых, маленький оригамист на практике изучает начальные геометрические понятия, такие как квадрат, треугольник, диагональ, вершина, угол, медиана. Техника складывания фигурок ставит перед ним конкретные логические задачи, которые, будучи решены, непременно вознаградят ребенка очередной изящной моделью. Наконец, оригами малозатратно. Все, что нужно - подходящая по размеру бумага и немного терпения, чтобы следовать инструкциям.
Впрочем, почти все из сказанного можно отнести и ко взрослым. Тем более что поле оригами, похоже, никогда не оскудеет и постоянно будет преподносить своим последователям все новые и новые техники и варианты для воплощения их фантазий и смелых проектов.
Оригами – это искусство складывания бумаги в различные формы и фигуры. Название этого вида творчества происходит от японского «ori» — складывать и «kami» — бумага.
В Японии оригами называют «искусством целого листа». Это означает, что классическая фигурка оригами складывается из одного квадратного листа бумаги, без клея, ножниц и совмещения с другими фигурами. По крайней мере, таким было оригами в самом начале своей истории. Но к настоящему времени единое русло оригами распалось на множество ответвлений, школ и техник, в которых разрешается использование не только клея и ножниц, но и самых разнообразных материалов. В интернете без труда можно найти схемы оригами из ткани, фольги, жести и проволочной сетки, посмотреть, как делать оригами плоское и объемное, найти схемы кусудам (бумажных шаров) и целые архитектурные шедевры в технике модульного оригами.
А началось все, как ни странно, вовсе не в Японии, а в Китае…История возникновения оригами
Считается, что бумага была впервые изобретена в Китае в в начале нашей эры и секрет ее изготовления хранился в строжайшей тайне. Виной ли тому промышленный шпионаж, или японцы с их страстью к письменности решили не отставать от соседей в столь полезном изобретении, но примерно через сотню лет в Японии изобрели бумагу, превышающую по качеству китайскую. Нужно отдать должное фантазии японцев, сразу смекнувших, что новый материал может быть использован не только в сугубо практических целях – для записи священных текстов и другой информации, – но и для создания нового искусства. Впрочем, бумага поначалу была чрезвычайно редким и дорогим материалом, поэтому все изделия из нее, в том числе и оригами, использовались исключительно в религиозных обрядах буддистов. Кстати (не беремся сказать, как так получилось), но по-японски слова «бумага» и «Бог» имеют схожее звучание: «kami», что, очевидно, весьма способствовало приданию фигуркам из бумаги религиозного смысла. Использование первых фигур оригами для богослужений наложило отпечаток и на технику: классическое оригами изготавливается из квадрата, а эта фигура уже сама по себе является сакральной в японской культуре.
Некоторые отголоски той, давней сакральности чувствует каждый, кто любит работать с бумагой. Складывание оригами требует от человека настоящей медитации, он отвлекается от посторонних мыслей, сосредотачивается, объектом его размышлений становится красота геометрических форм, чистота и точность линий, строгая последовательность действий. Это ли не лучшее лекарство от нервотрепки нашего бешено несущегося мира?
Но вернемся к древним фигурам оригами. Что же они из себя представляли?
Самый ранний из известных примеров использования оригами — катасиро. Катасиро — это что-то вроде кукол, символические изображения божеств-«козлов отпущения», которых вырезали из специальной бумаги — дзингу ёси («храмовая бумага»). Именно на катасиро древние японцы мистически переводили все пагубные влияния, «порчу» и «сглазы». После религиозной церемонии фигурки сжигались или спускались священнослужителями в реку, которая уносила все плохое в небытие. (Забавно, но некоторые современные психологи для избавления от навязчивых негативных мыслей советуют почти такой же метод: смотреть на дорогу, «записывать» плохие мысли на воображаемых стикерах и «клеить» их на уносящиеся вдаль машины).
Также в древней Японии большое распространение имели, да, впрочем, имеют и до сих пор, коробочки из бумаги. В небольших бумажных коробочках кусочки еды приносились в жертву японским божествам. В обмен на эту жертву люди ожидали благополучия в доме, богатства на столе, мира и спокойствия.
Важную роль оригами играло и в области формального этикета. Подарки, вручаемые во время различных церемоний и праздников, могли быть завернуты десятком различных способов, каждый из которых нес определенное значение. А на свадебных и похоронных обрядах использовались искусно сложенные бумажные орнаменты, например, бабочки, которыми украшали бутылки с сакэ.
Одной из древнейших является фигурка журавля оригами (Цуру). Она описывается в двух наиболее древних японских книгах, посвященных оригами. Птица с длинной шеей в Китае и Японии считалась символом удачи и долгой жизни, символом бога долголетия Фуцурокудзю. Фуцурокудзю обычно сопровождали журавль, олень и черепаха. Отсюда, возможно, и пошел обычай дарить бумажного журавлика с пожеланием счастья и долгой жизни.
Сложно сказать, когда оригами из религиозного искусства превратилось в развлечение. По всей вероятности, это произошло в эпоху Хэйан (794 — 1185) (слово «хэйан» означает «мир, спокойствие»). С тех пор оригами стало активно развиваться. Сначала оно стало занятием для придворных. Умение создавать из листа бумаги различные фигуры считалось показателем образованности, тонкого вкуса, изысканных манер.
Фигурками оригами декорировали свадебный пир, самураи развлекали своих дам, даже письма складывали определенным образом и декорировали оригами, бумажные фигурки использовали в народной медицине и верили в их магическую силу, в которую верят и ныне. Даже сейчас в некоторых областях Японии изготавливают амулеты, символизирующие семейную гармонию (нагаси-бина и гофу).
Следующий период в развитии этого искусства наступил после 2-й мировой войны, когда оригами вышло далеко за пределы Востока, попав в Америку и Европу.
Это искусство появилось и во Франции во второй половине XIX века, и использовалось на эстраде. Фокусники на глазах изумленной публики «превращали» лист бумаги в бумажную птичку, размахивающую крыльями.
В России же большим любителем оригами был не кто иной, как Лев Толстой. Незатейливое искусство складывания бумажных журавликов великий писатель, впрочем, известный и другими своими парадоксами, ставил едва ли не выше, чем творения профессиональных поэтов и музыкантов. Вот как он писал об этом:
«Нынешней зимой одна дама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая её известным образом, петушков, которые, когда их дёргаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушки махают крыльями.
Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передаётся, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство. Не могу не заметить при этом, что это единственное новое произведение в области бумажных петушков (cocottes), которое я узнал за 60 лет. Поэм же, романов и музыкальных пьес я за это время узнал сотни, если не тысячи. Мне скажут, что это произошло от того, что петушки не важны, а поэмы и симфонии важны. А я думаю, напротив, петушки содействуют развитию и радости многих детей, поэмы и картины ни на что не были нужны. Если так долго не было ничего в области петушков, то я думаю, что это произошло скорее оттого, что написать поэму, картину, симфонию гораздо легче, чем выдумать нового петушка».
Оригами – это вид искусства, заключающееся в изготовлении образов, фигурок из бумаги. Никто однозначно не может сказать, где именно и когда это искусство возникло. Ученые считают, что оно появилось сначала в Китае. Так как в Древнем Китае впервые изобрели бумагу. Однако доказательств, что этот вид искусства получил дальнейшее развитие в Китае - нет. Оригами развивался и играл особую роль в Японии, поэтому и считается, что именно эта страна является истинной «родиной» бумажных фигурок.
Временем возникновения оригами относят VII век нашей эры, когда секретный рецепт изготовления бумаги и туши принес из Китая в Японию буддийский монах Дан Хо. Он то и научил японских монахов делать изящные фигурки. Возникновение и распространение оригами делят на несколько этапов:
В VII веке бумажные фигурки являлись частью храмовой культуры Японии и Китая. Сложенные образы, использовались для проведения ритуалов, обрядов, а умение их изготавливать для монахов было обязательным. Первое распространение оригами среди монахов связывают с тем, что на японском языке слова «бумага» и «бог» имеют одно звучание, поэтому в Японии бумага находилась на особом почетном месте. Причиной возникновение искусства ученые считают, религию – синтоизм, так как первые фигурки появились именно в таких храмах. Одним из ритуалов было жертвоприношение богам, которое преподносилось в бумажных коробочках.
В этот период искусство приобретают более значимую роль, т.к. начинают использоваться не только в храмах, но и в кругах японской аристократии и дворянства. Использование оригами в качестве гербов и печатей было общепринятым явлением. Фигурки использовались в ритуалах, например, образы бабочки, применялись на свадебных церемониях, ленточки – в траурных шествиях. Особое внимание уделялось оригами-письмам, которые представляли собой письменное сообщение. Из такого письма делали фигурки, и только человек, который правильно мог развернуть письмо – мог прочитать его. Эти письма использовались, чтобы выразить чувства, либо пожелать добра, счастья, мира и дружбы.
Теперь, когда ценность бумаги упала, и ею стало пользоваться и простое население – искусство стало обыденным, доступным каждому. Бумажные фигурки можно было встретить в каждом японском доме, оригами стали делать даже дети. Первая книга, об изготовлении бумажных фигурок, тоже была выпущена в Японии в 1787 году. В ней раскрывалась схема создания всего одной фигуры – бумажного журавлика, в различных позах. А в 1885 году выпускается книга «Ориката» с описанием десятков уже готовых схем изготовления образов.
В этот период происходит дальнейшее развитие искусства. Особый вклад в его развитие внес Акира Йошизава. Он изобрел «азбуку», которая представлена рядом картинок, схем. Следуя схеме можно самому изготовить образы из бумаги. Акира создал сотни великолепных моделей. А в начале XX века японское правительство отправляло Акиру в командировки по странам Европы, чтобы показать всему миру японское искусство.
Впрочем, Европе техника изготовления образов из бумаги к тому времени была известна. В Испании в XII веке были придуманы фигурки – птички - «парахиты». Слово «парахита» в Испании имеет несколько значений:
На остальной части Европы складывали оригами из ткани. Это были всевозможные воротники, чепчики и прочие головные уборы.
Сегодня на территории Японии празднуют два главных праздника, связанных с оригами:
Японцы чтят традиции предков до сих пор:
Таким образом, оригами – это часть культуры японского народа, сложившаяся в ходе истории японского государства. Развитие искусства уходит корнями в религию – синтоизм, поэтому японцы верят в «божественную» силу бумажных образов.
По сей день, в Японии проводятся ритуалы и праздники, посвященные этому замечательному изобретению человечества.
Точное происхождение искусства оригами неизвестно.
Бумага была изобретена в Китае в первом веке нашей эры и привезена в Японию буддийскими монахами в шестом веке нашей эры.
Однако письменные записи за этот период ограничены, поэтому неизвестно, впервые ли оригами возникло в Китае или Японии.
Однако никто не станет спорить, что в Японии оригами превратилось в очень высокий вид искусства.
Большинство инструкций по оригами было передано по устной традиции.
Самый старый из известных письменных документов о японском оригами, Сенбадзуру Ориката («Как сложить тысячу журавлей»), появился в 1797 году.
Первые произведения оригинального современного оригами (1950-е гг.) Принадлежат мастеру Ёсизаве Акире.
Также известно, что арабский мир производил бумагу в восьмом веке, а мавры принесли складывание бумаги в Испанию в двенадцатом веке.
Фальцовка бумаги или папирофлексия впоследствии стала очень популярной в Испании и Южной Америке.
Движение детских садов в Германии (введенное Фридрихом Фрёбелем около 1835 года) включало складывание бумаги.
Складывание бумаги было популярным детским хобби в Англии королевы Виктории, о чем свидетельствует пара иллюстраций Джона Туннеля к «Зазеркалье» Льюиса Кэрролла с изображением двух простых шляп оригами.
В то время как оригами часто считается детским развлечением на Западе, его долгая история в Японии повлияла на его культурную самобытность.
Артикул:
1) Оригами: Краткая история древнего искусства складывания бумаги, Джозеф Ву.
2) Истоки оригами (из общих библиотек Техасского университета в Остине)
3) Два разных собрания набросков по истории оригами Дэвида Листера
.
Что можно сделать, сложив лист бумаги - кораблик, лебедь, самолет? Это искусство складывания бумаги - одна из форм японского искусства, известная как «оригами». В японском «Ори» означает «складной», а «гами» - «бумага».
Давайте теперь посмотрим на историю оригами.
Оригами нашло свое применение на японских праздниках и свадьбах, где искусство оригами использовалось для обертывания и складывания в форме фигуры, представляющей жениха и невесту.
Шли годы, и бумага становилась все дешевле. Теперь он был доступен всем - богатым и бедным. Оригами стало традиционным и популярным видом искусства в японской семье. Они не верили в трату бумаги. Они сэкономили даже самый маленький кусочек бумаги и использовали его для изготовления других моделей оригами.
Одно время в Японии оригами преподавали также в школах. Но сегодня это вид искусства, которому в основном обучают детей дома. В течение многих лет у Оригами не было инструкций, которым нужно было следовать.
Примерно до 1797 года была опубликована книга «Как сложить тысячу журавлей». Журавль считается священной птицей Японии, и считалось, что если человек сложит тысячу журавлей, ему / ей исполнится одно желание.
«Окно в середине воды» - еще одна книга по оригами, изданная в 1845 году. В этой книге показано, как сделать 150 моделей оригами. Оригами теперь распространилось по другим частям мира. Мавры из Африки купили с ними это искусство в Испанию.Однако они не создали животных форм, потому что их религия запрещала им это. Из Испании искусство оригами распространилось в Южную Америку. А позже это искусство было завезено в Европу и США.
Оригами теперь было частью каждого дома в Японии. Даже сегодня, во время праздников и торжеств, красочные украшения оригами изготавливает каждый член семьи. На Рождество дети лепят оригами из звездочек и украшают елки.
Сегодня много форм оригами появилось в разных частях света.Оригами также используется как метод, помогающий детям с плохой моторикой развить координацию глаз и рук. Недавно появилось искусство складывания бумаги, такое как Модульное оригами или оригами Pureland. В модульном оригами используется множество листов бумаги, сложенных в одинаковые формы, чтобы сделать одну большую модель этой формы. В то время как оригами Pureland - это тип, в котором допускается только одна складка.
У нас есть огромная коллекция бесплатных и загружаемых идей поделок для детей.
.
В течение следующей тысячи лет японское складывание бумаги в основном использовалось в религиозных церемониях, поскольку бумага была дорогой.Однако изготовление бумаги было одной из многих отраслей, которые процветали, когда различные феодалы Японии поощрялись к расширению местной промышленности в период Эдо (1603-1868), делая бумагу широко доступной и вдохновляя развлекательные формы оригами.
Одними из самых ранних нерелигиозных видов использования сложенной бумаги были ноши , своего рода сложенный клин или шеврон, который дарили с подарком в знак удачи, а также цуцуми , формальная подарочная упаковка. Первым известным представителем оригами были парные бабочки, которые украшали бутылки сакэ на синтоистских свадьбах, использовались для изображения жениха и невесты и впервые упоминались в коротком стихотворении Ихара Сайкаку в 1680 году.
Первой книгой по оригами была Цуцуми-но-Ки , изданная в 1764 году, в которой были инструкции по складыванию ноши и цуцуми . Первой известной книгой по развлекательному оригами была книга Hiden Senbazaru Orikata («Секретные методы складывания тысячи журавлей») , опубликованная в 1797 году, в которой предлагались основные схематические инструкции по 49 различным формам бумажных журавликов.
На другом конце света независимая традиция складывания бумаги возникла в Европе после того, как бумага появилась на континенте в 11 или 12 веках, особенно в Испании и Германии.
Европейские шаблоны складывания имели тенденцию использовать сгибы под 45 градусов, что делало их более очевидными геометрическими, чем японская сложенная бумага, в которой чаще использовались сгибы под 22,5 градусов. В результате складывание бумаги было выбрано как простой способ познакомить с геометрией в первых детских садах Германии. Когда такая же школьная система была принята в Японии в период Мэйдзи (1868-1912), юных учеников преподавали не японское, а немецкое складывание бумаги. В результате современное японское оригами на самом деле представляет собой сочетание японских и европейских традиций.
Название оригами само по себе является довольно современным творением. В период Эдо японское складывание бумаги называлось orisue (折 据, буквально «сложенная вниз») или origata (折 形, сложенная форма). Основываясь на том же корне, oru (折, складывать), позже он превратился в orimono (折 り 物, сложенная вещь), прежде чем окончательно перерасти в очень буквальное оригами (折紙, сложенная бумага) где-то между концом 19-го и серединой. -20 века.
Современная популяризация японского оригами в значительной степени приписывается Акире Йошизаве, которому приписывают десятки тысяч оригинальных рисунков.В 1954 году он опубликовал Atarashi Origami Geijutsu (Новое искусство оригами) , заложивший основу для того, что теперь известно как система обозначений Йошизавы-Рандлетта для складок оригами, ныне фактический стандарт, в котором для обозначения используются пунктирные и пунктирные линии. представляют собой горные и долинные складки соответственно.
В настоящее время в оригами чаще всего используется один лист бумаги, часто называемый тийогами (千代 紙), чтобы создать репрезентативную форму, такую как журавль, лягушка или цветок, используя только складки, без клея или ножниц.Однако так было не всегда, и есть другие методы, которые, в частности, позволяют вырезать, в то время как некоторые методы включают комбинацию нескольких листов бумаги. «Модульное» или «единичное» оригами использует несколько сложенных форм для формирования более крупной конечной конструкции, в то время как «мокрое складывание» позволяет создавать изогнутые формы, а «экшн-оригами» относится к игрушечному оригами, например к прыгающим лягушкам.
Существует много разных видов оригами, и единой «правильной» формы как таковой не существует.Люди продолжают как передавать давние дизайны, так и создавать новые, поскольку искусство продолжает развиваться и адаптироваться к современным интересам и потребностям.
.Это тонкий вид искусства самой замысловатой формы. Это требует терпения, умственной и физической ловкости, а также хороших математических навыков. И это материал темных, злых кошмаров для всех, кто страдает пульпуслацератапохобией (страхом порезов бумаги). Это оригами, искусство складывания бумаги.
Термин оригами происходит от двух японских слов: oru (складывать) и kami (бумага).Художников оригами обычно называют папок , а их законченные творения - моделей , но по сути, тонко созданное оригами можно было бы более точно описать как скульптурное искусство.
Что касается необходимых принадлежностей, оригами - один из простейших видов искусства в истории человечества. Для этого нужны всего две вещи: лист бумаги и немного фантазии. Вы, безусловно, можете использовать стандартную белую бумагу для копирования, чтобы начать оригами, но вы также можете купить специальную бумагу для оригами, предназначенную для особых требований квалифицированных папок.
Когда художники начинают оригами, метод, который они используют для создания своих моделей, называется дизайн . И любые напечатанные или нарисованные инструкции, которые направляют художника, называются диаграммой . Многие простые диаграммы помогают новичкам создавать базовые модели всего за несколько минут. Однако продвинутые художники могут потратить недели на то, чтобы найти баланс форм и складок, необходимый для особенно сложной модели.
Как и все виды искусства, оригами - это не только складывание бумаги.В каждой искусно сложенной форме лежат пучки истории, культуры и символов, соединяющих поколения, географию и образ жизни.
Хардкорных математиков привлекает оригами из-за его геометрической точности. Психологи и их пациенты ценят медитативные качества складывания бумаги. Может быть, есть какой-то врожденный компонент человеческой природы, который управляет этим основным взаимодействием разума, пальцев и бумаги. Каким бы ни был рисунок, лучшее оригами требует серьезного творчества и работы.
Продолжайте читать, и вы увидите, как именно оживают шедевры оригами. И будьте спокойны, опасающиеся вырезать бумагу - эта история полностью цифровая.
.Декабрь 2009 г.
Скелет аллозавра , сделанный Робертом Дж. Лангом из 16 неразрезанных квадратов бумаги Wyndstone 'Marble'. Размер: 24 дюйма. Изображение предоставлено Робертом Дж. Лангом.
Когда мне было девять лет, я был мастером оригами. У меня был друг по имени Ким, который на год приехал в Англию из Японии. Пока я показывал Ким некоторые забавные вещи, которые можно сделать в Англии, она научила меня всем классным японским вещам, от рисования мультфильмов из манги до приготовления суши.Конечно, еще одной вещью, которой она меня научила, было оригами - и однажды днем она научила меня делать бумажного журавлика. От этого На мгновение я стал величайшим мастером оригами в мире. По крайней мере, я так думал. Прошло еще пятнадцать лет, прежде чем я осознал, что не являюсь мастером оригами и даже близко не был к нему.
Удивительно, но я был не единственным, кто совершил эту ошибку. Несомненно, на протяжении всей истории было много художников, искренне считавших, что они создали самые лучшие и самые сложные модели оригами.Фактически, только в 20-м веке, с появлением компьютеров, оригами действительно стало популярным.
Хотя оригами в настоящее время является синонимом Японии, первое зарегистрированное упоминание о нем происходит из Китая, где бумага была впервые произведена около 200 г. н.э. как дешевая альтернатива шелку. Искусство складывания бумаги в Китае было известно как Zhezhi и было принесено вместе с бумагой в Японию в VI веке китайскими буддийскими монахами.
Pegasus производства Роберта Дж.Ланг из одного неразрезанного квадрата корейской бумаги ханджи. Размер: 7 дюймов. Изображение предоставлено Робертом Дж. Лангом.
С тех пор«Оригами» стала популярной в Японии. Само японское слово «оригами» представляет собой соединение двух меньших японских слов: «ори», что означает складка, и «гами», что означает бумага, и искусство было (и остается) популярным развлечением для японских детей на протяжении многих веков.
Так оно и осталось, если бы не японский фабричный рабочий по имени Акира Ёсизава, родившийся в 1911 году в семье молочного фермера.Акира получал удовольствие от оригами, когда был ребенком, и, как и большинство детей, он постепенно останавливался, когда становился старше, и находил новые вещи, чтобы занять свое время. Однако, в отличие от большинства детей, он возродил его отношения с оригами, когда ему было чуть за 20. Он устроился на фабрику, обучая младших сотрудников геометрии, и понял, что оригами будет простым и эффективным способом научить своих учеников углам, линиям и формам.
По мере того, как Ёсизава практиковался все больше и больше, он разработал некоторые новаторские методы, такие как «влажное складывание», которое позволило сформировать гораздо более сложные узоры и даже кривые на одном листе бумаги.Его работа положила начало возрождению оригами, с его новыми техниками, которые превратили оригами из странности в вид искусства. По мере того, как создавались все более и более сложные узоры оригами, искусство начало вызывают интерес у математиков, у которых была та же идея, что и у Йошизавы - между складыванием бумаги и геометрией произошел огромный переход. Математическое изучение оригами в конечном итоге привело к новому подходу к двум проблемам, которые уходят своими корнями в другую культуру, на другой континент, много-много лет назад.
Евклид Александрийский был греческим математиком, жившим более 2000 лет назад, и его часто называют отцом геометрии. Книга Евклида Элементы - самый успешный учебник по истории математики и самое раннее известное систематическое обсуждение геометрии.
Евклид знал, что с помощью линейки и циркуля (линейка похожа на линейку без разметки) можно выполнить большое количество геометрических операций, таких как рисование пятиугольника, шестиугольника и круга.В то время это было широко известно, и способность Евклида это ни в коем случае не была необычной.
Однако то, что сделал Евклид, чего не делал никто другой, - это систематический подход к геометрии. Каждая геометрическая конструкция и каждый математический результат в The Elements выводились шаг за шагом на основе набора из пяти предположений, которые включают основные операции, которые возможны с линейкой и компасом:
Колибри и труба изготовлены из нескольких листов корейской бумаги ханджи, проволоки и дерева. Размер: 15 дюймов. Изображение предоставлено Робертом Дж. Лангом.
Предположения, известные как аксиомы Евклида , кажутся очевидными, и, действительно, сам Евклид считал их настолько очевидными, что самоочевидными. Но их красота заключается в том, что их можно использовать для построения геометрических доказательств теорем, которые намного сложнее самих аксиом.
Но есть и ограничения евклидовой геометрии. Двумя наиболее известными проблемами древности были трисекция угла (деление заданного угла на три равные части) и удвоение куба (построение куба, который имеет ровно вдвое больший объем данного куба). Согласно легенде, жители древнего Делоса столкнулись с последней проблемой, когда оракул в Дельфах посоветовал им удвоить объем своего жертвенника, чтобы предотвратить чуму. Это, однако, оказалось невозможным с использованием только методов Евклида и циркуля, и то же самое касается трисекции угла.Но оказывается, что с помощью оригами можно решить обе проблемы! Таким образом, у нас остается поразительная возможность того, что геометрия оригами более мощная, чем геометрия Евклида.
Подобно тому, как Евклид изобрел аксиомы для плоской геометрии, современные математики Хумьяки Хузита и Коширо Хатори разработали полный набор аксиом для описания геометрии оригами - аксиом Хузиты – Хатори (щелкните здесь, чтобы пропустить аксиомы и увидеть остальную часть статьи ):
Аксиома 1: Учитывая две точки и, существует уникальная складка, которая проходит через обе из них. |
Седьмая аксиома является ключом как к делению угла на три части, так и к удвоению куба. Начнем с построения уголка. Выполнив шаги, описанные ниже, можно увидеть, как эти простые аксиомы могут позволить папке выполнять операцию, которая ускользнула от Евклида. (Диаграммы любезно предоставлены Робертом Дж. Лэнгом)
Нарисуйте PBC под нужным углом так, чтобы точка B находилась в углу квадрата бумаги. | Сделайте горизонтальный сгиб в любом месте квадрата, определяя линию EF. | Согните линию BC до линии EF и разверните, создав линию GH. | Загните нижний левый угол вверх так, чтобы точка E касалась линии BP, а точка B касалась линии GH. |
Не снимая угла, сложите оба слоя, чтобы продолжить складку, которая заканчивается в точке G | Уголок развернуть Б. | Загните по складке до | Две складки BJ и BK делят исходный угол |
Если вы попробуете сами, возможно, вы убедитесь, что методика работает, но для скептиков вот доказательство.(Примечание: этот метод работает для любого угла менее 90 °. Существуют и другие методы, которые работают для больших углов.)
Предположим, вам дан куб с длиной стороны и объемом. Ваша задача - найти длину стороны куба, имеющего объем. Вот как это сделать с помощью оригами. (Диаграммы любезно предоставлены Робертом Дж. Лэнгом)
Сделайте небольшой сгиб до середины лицевой стороны листа. | Сделайте складку в точках соединения A | Загните верхний край по горизонтали вниз | Согните угол C так, чтобы он лежал на линии AB, а точка I - на линии FG. | Точка C делит ребро AB на сегменты. Определите соотношение AC / CB и умножьте его на длину стороны s 1 исходного куба: в результате получится длина стороны s 2 , которую вы ищете. |
Если у вас есть сомнения, вот доказательство того, что этот метод тоже работает.
Так что же такого в оригами, что дает ему возможность решать эти две классические задачи? Ответ заключается в том, что обе проблемы сводятся к решению кубического уравнения. В случае куба вы ищете такую длину стороны, чтобы
Произвольный угол можно разрезать пополам с помощью тригонометрии: записав и применив тригонометрическую формулу для косинуса суммы двух углов, вы получите
Оказывается, оригами может не только решить два кубических уравнения, связанных с двумя приведенными выше задачами, но и любое кубическое уравнение , то есть любое уравнение вида
Одним из пионеров современного оригами на основе математики является Роберт Дж. Лэнг, американский математик и художник оригами.
В 1989 году Лэнг написал статью для журнала Engineering & Science , в которой спросил, сможет ли когда-нибудь компьютер создать модель оригами, которая будет считаться более совершенной, чем созданные людьми. Этот вопрос настолько заинтриговал его, что в 1990 году он решил написать компьютерную программу, которая могла бы это сделать.
Слева: шаблон складки, сформированный TreeMaker , получившаяся основа и готовая модель.Изображение предоставлено Робертом Дж. Лангом.
В течение нескольких месяцев Ланг создал первую версию программного обеспечения, которое он назвал TreeMaker (названный так потому, что фигуры, которые он использовал в качестве отправных точек, напоминали деревья). Программа смогла преобразовать простой рисунок линии или фигурку в план бумажной основы, из которой можно было сложить модель.
В этом контексте основание - это геометрическая форма, которая содержит откидные створки, соответствующие всем придаткам модели оригами.Итак, журавль с двумя крыльями, хвостом и головой образуется из основания с четырьмя створками, а насекомое с шестью ногами, головой и брюшком - из основания с восемью створками.
Гремучая змея сделана из неразрезанного прямоугольника тайской бумаги унрю. Размер: 8 дюймов. Изображение предоставлено Робертом Дж. Лангом.
Поначалу TreeMaker был, по словам Лэнга, «немного большим, чем математическое любопытство». Тем не менее, в течение следующих восьми лет, по мере того, как Ланг стал лучше понимать структуру складок, он добавил в программу алгоритмы.К 1998 году TreeMaker был способен создавать полный узор сгиба для самых разных основ оригами.
Сегодня в Ланге собрана коллекция из тысяч скульптур оригами. Хотя не все из них были разработаны с помощью TreeMaker , некоторые из его самых сложных проектов были бы невозможны без него. Образы его творений разбросаны по этой статье.
Хотя некоторые из рисунков Лэнга и других действительно поразительны, оригами легко отклонить как просто искусство: красиво, но без применения в реальном мире.Поэтому для меня несколько удивительно узнать, что методы оригами используются в самых разных технологиях - от космических телескопов до автомобильных подушек безопасности.
Ирландский лось изготовлен из одного неразрезанного квадрата корейской бумаги ханджи. Размер: 9 дюймов. Изображение предоставлено Робертом Дж. Лангом.
С тех пор, как в 1990 году космический телескоп Хаббл был запущен на орбиту космическим кораблем Discovery , ученые-космонавты работали над его возможным преемником. Родерик Хайд из группы дифракционной оптики Ливерморской национальной лаборатории им. Лоуренса в Ливерморе, штат Калифорния, выдвинул идею о том, что никто не обвиняется в отсутствии амбиций. построил телескоп в сорок раз больше, чем Хаббл.Сам телескоп Хаббл - немалое изобретение, его длина составляет 13 метров, а апертура - 2,4 метра. Телескоп, который предлагал Хайд, будет иметь апертуру почти 100 метров и длину в сотни метров. Сразу возникла логистическая проблема: даже если бы такую вещь можно было спроектировать, как она попала бы на орбиту?
Ответ пришел, когда исследователи поняли, что можно создать складную линзу, которую можно было бы упаковать в космический шаттл. Расстояние между двумя концами телескопа можно было просто достичь, поместив две линзы на орбиту на подходящем расстоянии друг от друга, где отсутствие гравитационной силы позволило бы им оставаться.Сразу видя ссылку с бумагой После сворачивания лаборатория связалась с Робертом Дж. Лангом, чтобы узнать его мнение эксперта.
В течение следующего года с помощью Лэнга команда лаборатории построила прототип под названием Eyeglass , диаметр которого составляет пять метров. У фактического преемника Хаббла, космического телескопа Джеймса Уэбба, который будет запущен в 2013 году, есть зеркало, которое складывается в стиле оригами, чтобы его можно было поместить в ракету.
Для применения ближе к дому разработка автомобильных подушек безопасности является еще одним примером использования оригами.Перед тем как подушка безопасности сработает во время аварии, она плотно складывается в отсек рулевого колеса или приборной панели. Инженеры, разрабатывающие подушки безопасности, начинают с моделирования процесса надувания на компьютерах. Для этого им нужен алгоритм, с помощью которого можно «сворачивать» полностью надутая подушка безопасности.
Используя алгоритм из своей компьютерной программы TreeMaker , Ланг смог предоставить инженерам немецкой компании EASi Engineering решение их проблемы складывания.По сути, это должно было представить подушку безопасности в виде серии многоугольников, края которых оставались выровненными во время и после складывания - задача, которую можно было решить с помощью подробного шаблона сгиба, подобного тем, которые Ланг использовал для его модели оригами.
Для искусства, столь же старого, как сама бумага, оригами потребовалось поразительно много времени, чтобы раскрыть свой потенциал. Сегодня открываются сотни других приложений, от помощи в создании самосборных роботов до подсказок того, как белки складываются в точные трехмерные формы в человеческом теле.Потребовалось почти две тысячи лет, и на рождение компьютера осознайте, насколько это возможно, и творения Лэнга свидетельствуют о том, как далеко мы продвинулись.
Богомол , сделанный из одного неразрезанного квадрата бумаги. Размер: 4 дюйма. Изображение предоставлено Робертом Дж. Лангом.
Невероятные применения оригами положительно положили конец моим прежним иллюзиям величия и убеждению, что я покорил мир оригами в девять лет с помощью бумажного журавлика.Однако для новичка в оригами радость открытия того, что вы можете сделать такую элегантно простую форму из одного листа бумаги и нескольких складок, может заставить любого подумать, что они мастер оригами. Продолжайте, я настоятельно рекомендую вам попробовать - я гарантирую, что вы зацепитесь.
Лиз имеет степень биологии и в настоящее время учится на магистра наук в области коммуникаций в UWE в Бристоле. Она также работала в телекомпании, посвященной дикой природе, а в свободное время любит смотреть «Остролистные дубы» и играть с жуткими ползучими птицами.
.ОригамиДля более быстрой навигации этот iframe предварительно загружает страницу Wikiwand для Origami .
Спасибо за жалобу на это видео!
Пожалуйста, помогите нам решить эту ошибку, написав нам по адресу support @ wikiwand.com