Поделки оригами из бумаги – неплохая тренировка мелкой моторики ребенка, его усидчивости, аккуратности и концентрации внимания. Но чтобы увлечь детей, в общем-то, сложной работой, начинать надо с простых и занятных вещичек, причем взрослым необходимо быть рядом, на подхвате. В самом начале знакомства ребенка с оригами лучше проводить индивидуальное обучение, поэтому наши мастер-классы рассчитаны на занятия дома или в мини-группах детского сада.
Нужные материалы:
Шаги творческого процесса:
Перед тем как начать работу, покажите ребенку картинки с изображением квакушки, обращая внимание на большой рот, выпуклые глаза и зеленую окраску животного.
Вам понадобятся:
Ход действий:
Самолетик из бумаги – прекрасный способ с пользой провести время, а после создания моделей еще и весело, устроив соревнование между юными конструкторами.
Потребуется: лист бумаги формата А4
Начинаем творчество:
Сделать кораблик несложно даже малышам и помогут им в этом наши фото-подсказки.
Необходимо: белый лист бумаги А4.
Приступаем:
Ребенок с удовольствием будет трудиться над волшебной игрушкой, правда, поддержка взрослого здесь необходима.
Нужно иметь:
Поехали:
Для закрепления материала, посмотрите видео:
Дед Мороз из бумаги делается за несколько минут, главное – действовать по инструкции.
Сделайте на пробу мини-шапочку, а научившись – большую, по размеру головы ребенка. Приготовьте: квадратный лист бумаги красного цвета – 15 х 15 см.
Начали:
Мышка делается в стиле оригами с использованием отрезной технологии.
Нужно:
Работаем:
Надеемся, вы найдете в предложенной подборке подходящий вариант детской поделки и проведете с ребенком много приятных творческих минут. Если вам что-то непонятно в объяснениях, просмотрите предложенный ниже видеоролик:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 17»
XVII научно-практическая конференция «За нами будущее России!»
Секция «Искусство»
ОРИГАМИ ВОКРУГ НАС
Автор работы:
Антончиков Артём Денисович,
гимназия №17, 1 «ф» класс
Научный руководитель:
Факеева Елена Витальевна
учитель начальных классов
гимназии №17
Кемерово 2014
Содержание
Введение………………………………………………. стр. 3
Цель………………………………………………. стр.4
Гипотеза………………………………………… стр.4
Задачи исследования……………………… стр.4
Практическое значение работы…………… стр.4
История оригами………………………………… …стр.5
Техника и типы оригами ………………………… стр.7
Оригами в современном мире……………………стр.10
Оригами в педагогике…………………………… стр.11
Оригами и праздники…………………………… стр.12
Заключение………………………………………………. стр.13
Литература……………………………………………… .стр.14
ВВЕДЕНИЕ
Давно смотрю влюбленными глазами
На древнее искусство - Оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
Оригами я начал увлекаться еще в детстве, в 5 лет. Мне нравилось, что любую фигурку можно сделать из одного листочка бумаги, просто складывая его.
Мы привыкли, что любой конструктор состоит из определенного набора деталей, которые можно соединять, создавая разнообразные конструкции. Теория изобретательства утверждает, что идеальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это - оригами, где из одной детали (листа бумаги) складываются тысячи и тысячи разнообразных фигурок!
Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал эту увлекательную японскую игру, называемую во всем мире «ОРИГАМИ».
- выявить, где в жизни встречается оригами;
- построена на предположении о том, что оригами достаточно распространенный вид творчества и имеет дальнейшее развитие;
- в ходе анализа аналитического материала и литературы по данной теме попробовать выявить сферы, где используются оригами и узнать, есть ли новые техники оригами;
- самостоятельно изготовить изделия с помощью различных техник оригами.
- данная работа имеет важное значение, если попробовать организовать в школе кружок или факультатив оригами, это значительно повысит качество образования (так как, занимаясь техникой оригами, развиваются все психологические способности). А так как оригами распространенный вид творчества, то и ученик будет распространенно развитой личностью.
1. ИСТОРИЯ ОРИГАМИ
Оригами (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку.
Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утонченного вкуса.
Оригами стало значительной частью японских церемоний. Самураи обменивались подарками, украшениями, своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования и представляли жениха и невесту.
Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.
На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II.
Примерно в это же время оригами пришло и во Францию. Сюда его завезли странствующие фокусники. Они развлекали жителей страны тем, что прямо на глазах у них выполняли замысловатые фигурки животных, птиц или человека из бумаги. Причем эти фигурки оживали во время представления. А по окончании номера циркачи разбирали фигурку, снова превращая ее в ровный лист бумаги.
Историки утверждают, что многие известные миру люди занимались оригами всерьез. К их числу относят и русского писателя Льва Толстого.
Каждый японец и каждый, кто брался за оригами, знает историю Садако Сасаки, девочки из Хиросимы, которая делала бумажных журавликов, веря, что это спасет ее от лучевой болезни. Кто-то сказал ей, что если она сделает тысячу журавликов, она поправится. Садако скоро поняла, что ей уже не станет лучше, она умрет. И тогда она стала дарить своих журавликов другим больным - каждый журавлик, которого сворачивала маленькая Садако, был молитвой: молитвой о спасении человека и молитвой о мире. На Востоке журавль издавна символизирует жизнь и надежду -- история двенадцатилетней Садако превратила фигурку журавля в символ.
В старину оригами было не только искусством, но и наукой, обучающей точности и терпению.
2. ТЕХНИКА И ТИПЫ ОРИГАМИ
Традиционным, классическим способом оригамного дела по праву считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания, исключая какие-либо надрезы и склеивания. Определенная цепочка взаимопревращений исходного листа-квадрата от начала работы и до полного ее завершения - это и есть техника выполнения оригами.
Обучение искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и со “школы оригами” – с базовых форм. Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий – подобрать наиболее подходящий вариант базы.
Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии базы. База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок.
Отрабатывая технику складывания различных элементов изделий оригами, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически “острыми” и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. В противном случае при наложении сгибов друг на друга в последующих операциях происходит смещение элементов и невозможно создать красивое, аккуратное изделие. Поэтому после выполнения каждого отдельного этапа работы нужно проверять “остроту” всех сгибов.
Типы оригами
Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения даёт конструкции распасться. В технике модульного оригами часто делаются: коробочки, плоские и объемные звезды, объекты шарообразной формы, которые в России получили не совсем точное название кусудама, так как первоначально кусудама предполагала сшивание модулей в шар.
Простое оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом. Простое оригами ограничено использованием только складок. Целью данного стиля является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками.
Мокрое складывание — техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой, использует смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов. В этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.
3. ОРИГАМИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Практически во всем мире это искусство развивается в соответствии с традициями народа.
Недолгий путь создания оригамной фигуры особо важен для тех, кому не терпится получить быстрый результат. Ведь уже через несколько минут после начала работы вы держите в руках готовую фигурку. При этом процесс творчества не ограничивается только складыванием. Ведь с готовой фигуркой можно поиграть, преподнести ее в подарок другу и даже устроить спектакль для детей с бумажными куклами - героями сказок. Создание оригамной фигуры похоже на чудо. Только что у него в руках был лист бумаги. Несколько поворотов... И птица начинает махать крыльями! Или лошадка скачет по столу!
4. ОРИГАМИ В ПЕДАГОГИКЕ
Мы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться писать или читать. Ребенок рвет, мнет ее, пытаясь придать листу определенную желаемую форму. Этот материал доступен и дешев, поэтому его можно без страха доверять детям. Другое удобство таких занятий для ребенка это то, что бумага легко поддается любым деформациям. А после занятий еще долго и хорошо держит заданную форму. Это используется сегодня во многих воспитательно-развивающих методиках.
Оригами развивает способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как чтобы сделать поделку, нужно запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и тт. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, можно включиться в игру-драматизацию по знакомой сказке, они становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
Оригами можно очень продуктивно использовать в процессе обучения. С его помощью ученики быстрее освоят математику (особенно ее раздел — геометрию, т.к. понятие о геометрических фигурах лежит в основе всех методик). Бумажные техники помогут понять и другие точные науки, основы архитектуры и других искусств.
Обращаясь к оригами, все педагоги могут найти в нем необходимые психологические и развивающие аспекты, которые не всегда легко найти в обычном классическом образовании. Занятия по этому виду искусства значительно улучшает координацию движений, логику, конструктивное и художественное мышление детей.
5. ОРИГАМИ И ПРАЗДНИКИ
Оригами активно используется в индустрии развлечений и праздников. Стоит вспомнить лишь традиции празднования Нового года во многих странах. Именно в этот период года оригами оживает каждый раз с новыми силами. Фигурки из бумаги вдруг заполоняют все вокруг и приносят ощущения праздника в дома и на улицы городов.
Оригами часто используется в украшении рождественской елки, что позволяет не только значительно сократить расходы на праздновании, но и занять беспокойных детей интересным и увлекательным занятием.
Во многих городах традицией стало в огромном павильоне размещать новогоднюю елку, которая украшается исключительно оригамными фигуркам, которые привозятся для нее со всех концов света. Эта елка становится «деревом мира» в период новогодних каникул. Это дерево становится символом объединения народов, мира и того, что все население Земного шара, объединившись, свободно совершить чудо.
И все же Новый год не остался единственным праздником оригами. В США в штате Северная Каролина проходит ежегодный недельный фестиваль оригами. Впервые инициатором этого действия стал американский очень известный шоу-мен и продюсер Джонатан Бакстер. Он в своем родном городе Шарлотте ежегодно устраивает спектакль, в котором все роли отданы бумаге.
Фигурки оригами могут стать прекрасным украшением праздничного стола (можно делать модели из накрахмаленных салфеток). А можно из простых бумажных.
Вот и мы в классе с ребятами попробовали применить на практике знания, полученные мной в результате исследования, и попробовать вместе смастерить оригами-кораблик. Посмотрите, как у нас это получилось.
А это мои собственные поделки-оригами, я делал их дома, когда маме удавалось выгнать меня из-за компьютера и уговорить заняться чем-нибудь полезным.
раздвижной сюрикен
Звезда
модульное оригами – рыбка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Освоив основы оригами, можно применить его в таких сферах жизни, как сервировка стола, упаковка подарка, изготовление сувениров, новогодних игрушек, открыток к праздникам, бижутерии и др.
С помощью оригами можно развить свои психологические способности – это память, внимание, воображение и даже речь. Ведь мелкая моторика (работа пальцами рук) активизирует работу левого полушария, которое отвечает за функцию речи.
Сейчас методику оригами используют в развивающих центрах (детские центры развития), в школах как факультативы или даже как отдельный предмет. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, в интернете можно найти множество сайтов посвящённых техникам оригами. Люди, в жизни которых оригами играет не последнюю роль; каждый год проводятся выставки, конференции, и все больше людей узнают об этом замечательном занятии.
Подводя итоги своей работы, мне бы очень хотелось, чтобы и в нашей гимназии оригами нашло свое применение. Например во внеурочной деятельности в качестве факультатива. Это несомненно положительно повлияет на развитие способностей учеников младших классов и поможет повысить успеваемость по предметам.
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2006.
Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2005.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Кусудамы - волшебные шары. М, «Аким», 1997.
Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998.
http://all-origami.ru/
http://samodelki.com.ua/node/1556
http://yourorigami.info/tag/istoriya-origami
http://www.origami-school.narod.ru/page_03.htm
http://stranamasterov.ru/technics
Знакомство с уникальной техникой оригами лучше начинать с несложных моделей из бумаги. Это позволит осознать все тонкости ремесла и почувствовать, насколько глубоко оно связано с философией и мировоззрением японского народа. В оригами привлекает доступность в сочетании с широкой областью применения. Простой лист в умелых руках способен превратиться в трендовую бижутерию, эффектную упаковку, развивающую игрушку или бюджетный, но стильный декор для любого праздника.
Как правило, несложные модели-оригами выбирают для детей, чтобы постепенно открывать вместе с ними волшебный мир японского бумагоделия. А поскольку эта разновидность прикладного искусства способствует общему развитию, важно сформировать у ребёнка позитивное отношение к работе и уверенность в своих силах. Есть несколько правил, помогающих быстрее освоить начальные этапы оригами:
Наибольший интерес у детей 5 – 7 лет вызывают несложные поделки-оригами, с которыми впоследствии можно играть. Хорошо, если модель подтолкнёт ребёнка к сочинению какой-нибудь истории. Например, сложив известный каждому кораблик, можно «путешествовать» на нём в дальние страны, ведь плыть по волнам фантазии не менее увлекательно, чем по настоящему морю.
Кораблик – одна из самых простых моделей, которую хочется складывать снова и снова. Изготовив целую флотилию, ничего не стоит отправить её в плавание по ванной или ближайшему водоёму. Правильно сложенный кораблик-оригами не утонёт и даже способен участвовать в гонках.
Пошаговая инструкция:
Используем несколько прямоугольных листков разного размера. Самый большой формата А4, следующий – в два раз меньше и так далее. Желательно, чтобы они отличались друг от друга и по цвету.
Яркие грибы подойдут для любого декора – из них и осенний букет можно собрать, и праздничную гирлянду. Детская превратится в сказочный лес, а ребёнок получит удовольствие от создания красивой и несложной модели оригами.
Понадобится 2 листа: красный и белый, размером 15х15 см.
Пошаговая инструкция:
Червячки, которые будут водиться в «лесном урожае» изготавливаются по принципу змейки-антистресс.
Несложное оригами «Кролик» для начинающих «заиграет» новыми красками, если изготовить его из особой текстурной бумаги с узором. Именно её часто используют в своих работах японские мастера. Сорт называется «васи», он до сих пор производится вручную по уникальной технологии VIII века. Есть и более дешёвый аналог – бумага Chiyogami, но она из-за плотного покрытия подходит только для простых моделей с минимальным числом складок. Приобрести обе разновидности можно в специализированных магазинах или через интернет.
Японские оригамисты не экономят на бумаге. Конечно, фигурку можно сложить из любого листка, будь то использованная тетрадь или недорогой материал для детского творчества. Но ощутить радость от рождения чуда, как это должно быть при создании оригами, вряд ли получится. Стоит научиться у японцев трепетному отношению к бумаге, которая в дзен-философии ассоциируется с жизнью: такой же хрупкой и в то же время разнообразной, принимающей множество обликов, но в любой момент способной разрушить иллюзии и заставить начать путь с «чистого листа».
Достаточно сравнить мордочку кролика из обычной офисной бумаги и листа Chiyogami, чтобы понять, о чём идёт речь:
Эта модель считается одной из самых простых. Забавного домашнего зверька сложит даже 4 – 5-летний ребёнок. Если использовать профессиональную бумагу, необязательно рисовать кролику мордочку, он и так будет выглядеть эффектно. Особенно в гирлянде или в виде ёлочного украшения.
Пошаговая инструкция:
По желанию, рисуем зверьку мордочку маркером. Или делаем аппликацию из объёмного носика и глаз.
Собрав одного кролика, мало кто удержится от желания продолжить, получив в скором времени целое семейство. Из ушастых мордочек разного «калибра» получатся симпатичные магнитики на холодильник или интерьерные подвески.
Коллекция несложных схем оригами постоянно пополняется новыми моделями. Если бумагоделие переросло в серьёзное увлечение, можно делать тематические подборки: домашние и дикие животные, морские обитатели, предметы интерьера, овощи, фрукты, цветы и так далее. Кажется, создателям схем удалось отразить в оригами всё богатство окружающего мира.
Лошадка
Голубь
Рояль
Касатка
Краб
Пингвин
Подсолнечник
Тюлень
Модульное оригами тоже может быть несложным и вполне доступным для начинающих. В этом случае важно, чтобы число элементов сводилось к минимуму, а размеры изделия отличались компактностью. Тогда сборка не вызовет усталости и желания бросить работу на полпути.
Один из подходящих вариантов для детского творчества – модульные рыбки скалярии, из которых впоследствии можно сделать картинку или открытку. Для них понадобится всего 80 треугольных деталей, размером 1/32 альбомного листа:
Оригами для детей — легендарное искусство складывания фигурок из бумаги для всестороннего развития вашего малыша. Разнообразные схемы оригами для детей разного возраста.
Искусство складывания фигур из бумаги появилось в Древнем Китае. Произошло это не случайно, так как именно здесь впервые стали делать бумагу. Долгое время оригами было доступно исключительно высшим сословиям, которые учились ему наряду с получением музыкального образования и искусством сложения хокку.
Однако, несмотря на свою Родину, оригами из бумаги для детей стало известно благодаря Японии — соседу и основному конкуренту Китая, как в сфере производства, так и в культурной жизни. Местные самураи складывали фигурки из лент, чтобы дарить друг другу перед сражением. А на свадьбу бумажные бабочки сопровождали жениха и невесту, символизируя их чистые и легкие души.
После того как Япония открыла свои границы для остального мира, оригами для детей в виде схем быстро разошлись по миру. Немалый вклад в развитие искусства внес немецкий педагог Фридрих Фребель. Ему принадлежит идея использовать складывание в качестве занятия, помогающего развивать мелкую моторику и пространственное воображение у детей. С конца 19 века эта методика успешно применяется в детских садах по всему миру.
Классическим, привычным материалом для складывания является бумага. Однако для оригами годится любой лист, например, из фольги, пергамента, накрахмаленной ткани. Специальную бумагу можно купить в магазине, она имеет квадратную форму, одну белую и одну цветную сторону. На ощупь она тоньше той, которую мы покупаем для принтера, чтобы ее было легче сложить в несколько раз.
А вот в Японии классические фигурки складывают из бумаги «васи». Это материал ручной работы, плотный, неоднородный, по сравнению с обычными листами.
Специалисты различают несколько видов искусства складывания:
Современное оригами для детей несет в себе множественные черты классического искусства, так как за основу берутся самые простые, начальные модели. Малыши с радостью занимаются складыванием, для них это настоящее волшебство, когда из квадратного бумажного листа вдруг появляется журавлик, лодочка или лягушка. Оригами из бумаги для детей — отличный вариант тихого занятия, которое развивает мелкую моторику и абстрактное мышление, ведь делая очередной сгиб, малыш должен понимать, как он будет выглядеть в готовом виде.
Занятия оригами подходят как для творческих групп детского сада, так и для изучения дома. Складывание фигурок с родителями — увлекательное, интересное занятие, которое понравится всем членами семьи.
Учим младших школьников искусству оригами
Из опыта работы учителя начальных классов
КГУ «Средняя школа № 7»
акимата города Усть-Каменогорска
Бектургановой Екатерины Юрьевны
Термин "оригами" для обозначения вида искусства возник менее 250-ти лет назад. Это случилось в 1880 году. Хотя оригами, действительно, древнее искусство. Первые фигурки из бумаги появились в Китае. В Японии как искусство складывание бумажных фигурок датируется концом 16 века. Когда бумага стала доступной для многих людей разных стран, происходит обогащение традиционного искусства новыми формами. Искусство складывания различных материалов легко переносилось на бумагу. Искусствоведы Казахстана отмечают, что техника создания войлочных ковров напоминает оригами. Стоит также сказать, что термин «оригами» используется не во всех странах и в двадцать первом веке.
Виды оригами: классическое, простое, модульное, творческое, мокрое, киригами, кусудама, оригами по развёртке-паттерну, и это далеко не всё.
Исследования последних лет показали, что применение оригами – это очень доступный способ развития психомоторных и познавательных способностей у детей. На фоне повышения активности правого и левого полушария головного мозга, за счет повышения двигательной активности обеих рук, что влечет за собой повышение познавательных способностей.
Активная работа рук, наряду с интенсивной мыслительной деятельностью создает условия для развития психических способностей человека.
Для складывания необходима не столько ловкость рук и высокий уровень внимания осознанности, пространственное воображение, двигательная, слуховая память, как наглядно-действенное, так и аналитическое мышление. Все эти способности естественным образом тренируются в процессе занятий оригами.
На уроках технологии учитель не только знакомит учеников с созданием изделий в различных техниках, но даёт первые знания о декоративно-прикладном творчестве народов нашей страны. Дети узнают, как выглядят национальные предметы быта коренного населения и других народов, изображают их на панно, коллаже. Чаще такие изображения выполняются из бумаги, ткани, пластилина, природного материала. Чтобы поделка получилась аккуратной, выразительной маленькому творцу нужно много раз повторить приёмы её изготовления. Любой учитель начальных классов скажет, что пройдёт немало времени, прежде чем ребёнок научится правильно размечать детали будущей поделки на бумаге или ткани, резать, клеить или шить.
Согласно типовой Программе ознакомление с декоративно-прикладным творчеством и освоение детьми техники исполнения той или иной поделки проходят комплексно, на уроках должна прослеживаться межпредметная связь. Именно такой подход к уроку принесёт удовлетворение от работы и ученику, и учителю.
Мои советы учителю
Начиная знакомство с техникой оригами для моделирования одежды кукол, выбирайте несложные модели.
Необходимо организовать разметку бумаги до занятия, чтобы всё запланированное время можно было посвятить отработке умения в выполнении поделки.
Чем точнее сгибы, тем аккуратнее и изящнее будет полученная модель. Регулярное выполнение упражнений по отработке точного совпадения срезов бумаги и сгибов, проглаживанию сгибов позволит повысить качество всей работы.
При отработке симметричных сгибов важно следить, чтобы не происходило «нахлёста» деталей. Это может мешать при выполнении следующих операций. В результате могут образоваться различные дефекты в изделии.
Складки удобно проглаживать кольцами ножниц.
Важно научить детей выполнять складывание изделия на столе, не крутить его без надобности в руках. Это поможет избежать ошибок при выполнении сгибов.
С самого начала нужно учить детей читать схемы оригами и зарисовывать их, тогда они скорее получат возможность фиксировать на бумаге свои идеи.
Необходимо как можно чаще проводить опыты с бумагой по моделированию. Привлекать учеников к совместному планированию новых моделей.
При обучении детей технике оригами следует обратить внимание на то, что малыши ждут быстрого чуда. Поделки лучше выбирать простые, дополняя образ рисунком. Количество шагов-складываний должно быть небольшим. Для поддержания интереса необходимо усложнение поделок. Предлагаю в начальных классах использовать такую творческую форму оригами, когда из нескольких листков складывается одно изделие. При создании первых поделок ведущим приёмом в обучении складыванию должна стать демонстрация учителем. На этом этапе можно знакомить с графическим обозначением листа бумаги на схеме, линиями сгиба. Детям необходимо повторять одни и те же сгибы многократно, чтобы отработать точность и аккуратность в их исполнении.
Современные информационные технологии позволяют эффективно использовать видеозаписи процесса изготовления фигурки. Существует немало качественных записей в Интернет-пространстве. Запись можно остановить, перемотать в соответствии с потребностями детей.
Постепенно значимость работы со схемами возрастает. Дети вместе с учителем читают схемы, работают по разобранной схеме самостоятельно. Перед глазами детей появляется не вся схема преобразований листа бумаги сразу, а поэтапно. Лучше на отдельных картах. Представленную схему рекомендуется разобрать с учениками. Каждая последующая карта демонстрируется по мере выполнения предыдущей.
Работу по чертежу можно успешно совмещать с демонстрацией изготовления поделки учителем. Полезно зарисовывать недостающие части схемы в тетрадь, складывать базовые формы оригами, дорабатывать до более сложного изделия в свободное время.
Дети с удовольствием играют куклами, сделанными своими руками. А самый доступный материал для ребёнка – бумага. С куклами разыгрываются короткие сценки и мини-спектакли. В этой технике выполнено панно «Казахстан глазами детей»
Сделать такую куклу по силам и первоклассникам, но от того, как вы её «нарядите», будет зависеть конечный результат. Проще всего костюм нарисовать. Если для работы будете использовать белый лист бумаги, то пригодятся цветные карандаши и фломастеры.
Подбирая узоры для составления орнаментов, учителю стоит помнить о том, что школьники ещё не до конца овладели навыками рисования или вырезывания сложных форм.
Идея создания коллекции кукол в казахских национальных костюмах, выполненных в технике оригами детьми начальных классов, казалась мало осуществимой. Однако, проведённые занятия оказались интересны детям, время для создания кукол нашлось и на кружке, и на уроке. Наши куклы превращались в закладки, которыми дети пользуются постоянно, украшали школьную газету и праздничное панно. Если сначала дети с осторожностью брались за повторение модели, постоянно просили помощи, то теперь они проявляют не только самостоятельность при работе, но и сами пробуют участвовать в разработке новых кукол. И девочки, и мальчики с удовольствием играют своими поделками, обмениваются ими, используют в качестве подарков.
Дети узнали много об истории казахского национального костюма, познакомились с техникой создания игрушек из бумаги. Движения рук при складывании поделок стали более точными, воображение многограннее, что проявляется в создании украшений для костюмов кукол. Дети стали предполагать результат складывания бумаги за несколько шагов. Это свидетельствует о развитии творческих способностей учеников. Если вспомнить о том, что активной познавательной и созидательной деятельности учеников сейчас уделяется особое внимание, то становится ясно, что оригами – это то средство, которое необходимо использовать в образовании.
Над созданием одной куклы может работать 3-4 ученика. При этом каждый ученик вкладывает свою лепту в создание общей поделки. Групповая работа позволяет экономить время при создании самой игрушки, выделить большую его часть на разработку образа при помощи дополнительных изобразительных средств. Группа стремится качественно выполнить поставленную задачу, в результате возникает явление взаимопомощи и сотрудничества. При этом каждый чувствует ответственность за ожидаемый конечный результат. Объединённые общим делом, дети ведут осознанный диалог, направляют усилия на достижение конкретной цели.
Дети часто находятся перед необходимостью решения проблемной ситуации, становятся изобретателями, ведь складывать по образцу, как у всех, вскоре надоедает, а возможность почувствовать себя творцом – это праздник. Таким образом, у нас появилось несколько способов складывания одной и той же детали куклы: головы, камзола и т.д. Куклы, сложенные по одной и той же схеме, стали непохожими, как только дети взялись за фломастеры и карандаши.
О своём опыте работы в кружке и на уроках я попыталась рассказать в методическом пособии, которое получило высокую оценку КЭС. Здесь представлена обложка этого пособия.
Рядом работа моей ученицы, занявшая третье место в конкурсе «Дети планеты», проходившем на сайте «Страна Мастеров» весной 2017 года. В дальнейшем планирую разработать схемы для складывания кукол в разных национальных костюмах.
Изучая литературу по проблемам оригами, я выяснила, что уже более тридцати лет ведутся разговоры о том, что необходимо создавать кружки оригами в школах и детских садах. Однако, и сегодня специалистов оригами крайне мало. Найти журнал или сайт, на котором можно было бы педагогам регулярно обмениваться опытом по обучению школьников этому искусству мне не удалось. Существуют любительские объединения оригамистов, но это совершенно иное.
Младший школьный возраст – время, когда возникают первые серьёзные увлечения и хобби. Если дети 7 – 8 лет интересуются схемами оригами и пытаются что-то сложить самостоятельно, нужно обязательно поддержать это начинание. Занятие японской техникой бумагоделия позитивно скажется на развитии ребёнка, который проходит сложный этап взросления и становления личности.
В школе дети обязательно будут заниматься оригами на уроках труда, где учитель раскроет перед ними все секреты и тонкости уникальной техники. Дома же родителям остаётся просто поддерживать инициативу юного оригамиста и по мере необходимости помогать ему в изготовлении той или иной модели. Выбор можно оставить за ребёнком – он уже достаточно взрослый, чтобы иметь собственное мнение и нести ответственность за принимаемые решения.
С другой стороны родителям, чьи дети с трудом осваивают математику и каллиграфию, а также плохо воспринимают учебный материал, рекомендуется обратить внимание на оригами. Это – отличный способ развить память, логическое мышление и пресловутую мелкую моторику. Вместо того, чтобы заставлять первоклассника делать уроки, вызывая у него отвращение к учёбе уже на начальных этапах школы, лучше всей семьёй заняться складыванием бумажных фигурок.
Прекрасный способ времяпрепровождения, создающий крепкую связь между ребёнком и родителями, помогающий выстроить тёплые отношения и поверить в свои силы. После освоения базовых схемы и фигур, младшему школьнику будет намного проще даваться геометрия, да и алгебра из непроходимых дебрей превратится в «парк развлечений», где нет ничего невозможного.
Желательно, чтобы в 7 – 8 лет ребёнок умел:
Современные дети, постоянные живущие в потоке информации, обладают практичным и рациональным мышлением, мечтатели среди них большая редкость. Эту особенность можно использовать для развития творческих способностей, создавая функциональные предметы-оригами.
Юным модницам придётся по душе яркий бумажный аксессуар. Тем более, что подобная эко-бижутерия сегодня в тренде. Например, известная британская оригамистка Фиона Ричардс не первый год создаёт бумажные женские украшения, которые востребованы не меньше ювелирных.
Желательно использовать прочную, водонепроницаемую бумагу, чтобы браслет прослужил дольше. Это может быть упаковка для цветов, в том числе и крафт или глянцевые журнальные листы. Размер одного модуля для браслета, сложенного по этой инструкции, составляет 15х2 см. Можно использовать также полоски бумаги 10 х 1,2 см и 20 х 2,4 см.
Алгоритм работы:
Нарезаем 20 полосок бумаги нужного размера. Берём одну из них и располагаем перед собой длинной стороной.
Делим пополам, путём складывания. Раскрываем.
Каждую половину сгибаем вдвое, как в базовой форме «двери».
Хорошо заглаживаем складки. Чем аккуратнее будет производиться каждое действе, тем красивее получится необычное украшение.
У нас есть модуль, из которого будет складываться изделие. Аналогичным образом изготавливаем и остальные детали.
Желательно использовать 2 контрастных оттенка, чтобы получить более оригинальное изделие. Например, жёлтый и розовый.
Берём два разных модуля. Один держим в левой руке, стороной с петельками вверх. Второй – в правой, под углом 90°.
Вставляем один модуль в другой, как показано на рисунке.
У нас есть первая деталь браслета.
Берём сдвоенный модуль в левую руку.
Держим так, чтобы розовая деталь располагалась вертикально, а жёлтая – горизонтально.
Устанавливаем третий модуль. Его вставляют в розовый параллельно жёлтому, но во встречном направлении.
Блок готов.
Продолжаем собирать браслет, пока он не будет свободно облегать руку.
Когда очередь дойдёт до последней детали, её следует открыть в форме буквы «М».
Собираем оба конца вместе.
Вставляем их в петли предпоследнего модуля.
Протягиваем до «упора».
Берём другой конец браслета. Раскрываем петли у крайней детали.
Вставляем в них свободные концы «М-образного» модуля.
Соединяем их через разомкнутую петлю.
Загибаем концы в разные стороны и хорошо затягиваем.
Затем вставляем выступающие фрагменты соединительной детали внутрь петель, надёжно скрепляя браслет.
Вот как выглядит браслет в готовом виде.
Из крафт-бумаги можно соорудить симпатичный «заменитель» тарелки и положить в него конфеты, круассаны или другие аналогичные лакомства. Также коробочка подойдёт для хранения мелких канцелярских принадлежностей или украшений. Лучше всего взять двухсторонний лист бумаги с принтом. Создаётся несложная коробочка-оригами на базе «двойного квадрата».
Алгоритм:
Возьмём квадрат со стороной 21 см, расположим его стороной с рисунком вверх. Намечаем продольную и поперечную оси, складывая лист пополам в обоих направлениях.
Переворачиваем квадрат на изнаночную сторону. Складываем заготовку по обеим диагоналям и раскрываем.
Возвращаем лист прнтованной стороной вверх.
Тянем правый и левый углы вниз, складывая заготовку в «двойной квадрат».
Поворачиваем фигуру свободным концом от себя.
Верхний слой сложим пополам вниз.
Повторим процедуру с обратной стороны.
Складываем внешние углы передней части вместе.
То же самое делаем на обороте. Получаем вывернутый «двойной квадрат».
Опять верхний угол передней части опускаем вниз. Аналогично поступаем с обратной стороной.
Раскрываем две последние складки.
Работаем с передней частью. Правую сторону складываем к центральной линии.
Теперь левую.
Снова расправляем заготовку.
Обе складки стягиваем к центру и, удерживая их пальцем, раскрываем внутренний «карман».
Верхний угол опускаем вниз, разглаживая боковины.
Получается подобие галстука.
Нижний угол отгибаем вверх.
А затем вновь складываем вниз.
Образовавшийся клапан подворачиваем под верхнюю часть.
Должно получиться как на рисунке.
На обороте делаем такой же подворот.
Осторожно растягиваем боковины коробочки.
Две оставшиеся стороны подворачиваем внутрь.
Для детей 7 – 8 лет это оригами достаточно простое. Ещё и практичное.
Изготавливая фигурку домашнего любимца из бумаги, ребёнок не только научится читать схемы и работать по ним, но получит урок доброты. Это особенно важно в 7 – 8 лет, кода формируется характер и закладываются основные качества, с которыми маленький человек вступит во взрослую жизнь.
Хомячок:
Бульдог:
Кролик:
Белка:
Кто не любит сюрпризы и фокусы? Необычный кубик-оригами, умеющий «менять лицо», дети 7 – 8 лет вполне смогут собрать по видео-уроку. Для него понадобится:
Что общего между коробками для пиццы, бумажными пакетами и модными салфетками? Ну, как вы уже догадались - оригами.
Оригами, древнее искусство складывания бумаги, возвращается. Хотя некоторые из самых старых произведений оригами были найдены в Древнем Китае, а самые глубокие корни уходят в древнюю Японию, оригами может оказать влияние и на сегодняшнее образование. Этот вид искусства привлекает студентов и незаметно улучшает их навыки, включая улучшенное пространственное восприятие, а также логическое и последовательное мышление.
Не верите? Исследователи обнаружили несколько способов, с помощью которых оригами может сделать уроки увлекательными, но при этом дать учащимся необходимые им навыки. (Думайте об этом, как об овощах, смешанных с соусом для спагетти.) Вот несколько способов использования оригами в вашем классе для улучшения ряда навыков:
Согласно данным Национального центра статистики образования в 2003 году, геометрия была одним из слабое место среди американских студентов.Было обнаружено, что оригами укрепляет понимание геометрических концепций, формул и этикеток, оживляя их. Вот как использовать его в своем классе (PDF). Обозначая структуру оригами длиной, шириной и высотой, учащиеся узнают ключевые термины и способы описания формы. Вы можете использовать оригами, чтобы определить площадь, применив формулу к реальной структуре.
Оригами вдохновляет и другие формы обучения. Было показано, что он улучшает навыки пространственной визуализации с помощью практического обучения.Такие навыки позволяют детям понимать, характеризовать и строить свой собственный язык для окружающего мира. В своем классе найдите оригами или геометрические фигуры в природе, а затем опишите их геометрическими терминами.
Концепция дробей пугает многих студентов. Складывающая бумага позволяет тактильно демонстрировать дроби. В своем классе вы можете использовать оригами, чтобы проиллюстрировать концепцию половины, одной трети или одной четверти, сложив бумагу и спросив, сколько складок потребуется учащимся, чтобы сделать определенную форму.Акт складывания бумаги пополам и еще раз пополам и так далее также можно использовать для демонстрации концепции бесконечности.
Часто в заданиях есть один комплексный ответ и один способ добраться до него. Оригами дает детям возможность решить то, что не предписано, и дает им шанс подружиться с неудачами (т.е. методом проб и ошибок). В своем классе покажите фигуру и попросите учащихся придумать способ ее изготовления. Они могут получить решение с помощью различных подходов.Помните, нет неправильного ответа.
Оригами - это интересный способ объяснить концепции физики. Тонкий лист бумаги не очень прочный, но если сложить его гармошкой, то будет. (Посмотрите на сторону картонной коробки для доказательства.) Мосты основаны на этой концепции. Кроме того, оригами - это интересный способ объяснить молекулы. Многие молекулы имеют форму тетраэдров и других многогранников.
Надеюсь, мне не нужно объяснять веселье.Вот несколько занятий (с диаграммами), которые помогут этим молодым умам и рукам работать.
Дети любят оригами, о чем свидетельствует их влюбленность в свой первый бумажный самолетик, бумажную шляпу или бумажный кораблик. И хотя мы не всегда можем думать об этом, оригами нас окружает - от конвертов, бумажных вееров и складок рубашек до брошюр и модных полотенец. Оригами нас окутывает (простите за каламбур). Было обнаружено, что оригами улучшает не только трехмерное восприятие и логическое мышление (PDF), но также фокус и концентрацию.
Исследователи обнаружили, что учащиеся, использующие оригами в математике, успевают лучше. В некотором смысле это неиспользованный ресурс, дополняющий инструкции по математике, и его можно использовать для геометрического построения, определения геометрических и алгебраических формул и повышения ловкости рук в процессе. Помимо математики, оригами - отличный способ объединить науку, технологии, инженерию, искусство и математику: STEAM.
В то время как школы все еще догоняют идею оригами как двигателя STEAM (слияние этих дисциплин), оригами уже используется для решения сложных технологических проблем.Художники объединились с инженерами, чтобы найти правильные складки для подушки безопасности, которая будет храниться в небольшом пространстве, чтобы ее можно было развернуть за доли секунды. Кроме того, Национальный научный фонд, одно из крупнейших государственных финансовых учреждений, поддержал несколько программ, которые связывают инженеров и художников с целью использования оригами в дизайне. Идеи варьируются от медицинских пинцетов до складных пластиковых солнечных батарей.
И оригами продолжает удивлять ученых своим присутствием в природе.У многих жуков крылья больше их тела. На самом деле они могут быть в два-три раза больше. Как они могут это сделать? Их крылья разворачиваются в виде узоров оригами. Не только насекомые. Листовые бутоны сложены сложными способами, которые тоже напоминают искусство оригами. Оригами окружает нас повсюду и может быть источником вдохновения как для детей, так и для взрослых.
Итак, как бы вы его ни сложили, оригами - это способ вовлечь детей в математику, улучшить их навыки и побудить их больше ценить окружающий мир.Когда дело доходит до увлекательных уроков, оригами всегда на высоте.
.Начнем веселье со складыванием! На этой странице вас ждет множество удивительных (и простых) проектов оригами для детей - все они содержат пошаговые инструкции, показывающие, как их сделать!
Я уверен, что вам понравится каждый из представленных проектов, потому что все они такие красивые!
* этот пост содержит партнерские ссылки *
Вы можете делать это на любой бумаге, хотя я очень, очень рекомендую вам использовать бумагу для оригами, и вы даже можете получить бумагу для оригами с рисунком, которая вне всякого восхищения!
Не терпится начать фолд? Я тоже не могу - так что прыгнем прямо в воду;).
Некоторые называют их ловчими кути, другие - гадалками (и я уверен, что у них есть еще несколько имен) - как бы ни называли, веселье остается прежним!
Возьмите распечатанный шаблон для ловли акул и начните веселье!
Любите это? У нас есть еще
Просмотрите наши забавные дизайны ловушек для кути
Эти угловые закладки оригами - отличный проект для новичков (всех возрастов, ведь делать их ооочень весело).
У нас есть видеоурок по закладкам зайчика
См. Инструкции по складыванию закладок монстров.
А вот еще несколько идей для этих
Если ваши дети любят кошек (как и я хехехехе), им понравится складывать этих бумажных кошек.
Это понравится всем маленьким ниндзя мира - звезда-трансформер!
См. Инструкции здесь. Что мы делаем весь день
А вот еще одна версия этих прыгунов!
Посмотрите, как сложить лягушку из бумаги! Всегда осень
Этот лебедь - еще одно отличное оригами для начинающих - он легко складывается и выглядит красиво!
См. Инструкции по складыванию.Красный Тед Арт
Хоп, хоп, кролик! Ваши дети будут любить делать это пушистое животное, и вы даже можете украсить этот проект помпоном вместо хвоста.
См. Инструкции по складыванию кролика оригами. Tinkerlab
Услышь, как они трепещут!
Научитесь делать бабочек оригами. Красный Тед Арт
Технически это не оригами, но эта маленькая поделка из змейки даст маленьким рукам прилично разогреться при складывании.
Научитесь делать змей-гармошек.
Любите слонов? Сложите один!
Ознакомьтесь с инструкциями по складыванию слона! Ходж Подж Крафт
Как насчет связки разноцветных кубиков?
Делайте кубики оригами! Оригами Мамочка
Эти могут быть очаровательными или немного жуткими (в забавной художественной манере!)
Посмотрите, как сделать моргающий глаз! Блог о детских мероприятиях
Из вас тоже легко получится классного медведя!
Посмотрите, как его сделать! Все для мальчиков
Честно говоря, что может быть красивее ваших собственных украшений, сложенных из бумаги? Вы не сможете перестать делать это!
Узнайте, как сделать необычные кольца.ZakkaLife
Они действительно хороши в День святого Валентина, но ничто не мешает вам делать их круглый год!
Посмотрите, как сделать сердечки. Связь, которую мы разделяем
Как насчет того, чтобы сделать несколько таких милых птичек?
См. Инструкции. Красный Тед Арт
Разве вы не можете просто увидеть кучу человеческих лиц, которые собираются сделать ваши дети? Они действительно отлично смотрятся, не так ли?
См. Инструкции к лицевой стороне сложенной бумаги.Носки в розовую полоску
Из них можно сделать целую сказочную деревню!
См. Инструкцию по оригами гриба. Крокотак
В море много рыбы… И ваши дети могут добыть столько, сколько захотят!
Следуйте этим простым инструкциям оригами кулак. Детство 101
Я снова вернусь с очередным постом для серии A-Z STEM for Kids , организованной Little Bins for Little Hands. Каждый день блоггеры будут изучать концепции науки, технологий, инженерии и математики, начиная с A и заканчивая Z. Я, конечно же, превращаю STEM в STE A M, добавляя A rt в свои сообщения.
Я уже писал о C oding for Kids, а сегодня я берусь за «O для оригами».
Когда я размышлял над идеями для сериала, я недавно посмотрел действительно крутой документальный фильм на PBS под названием Between the Folds об Оригами.
Я нашел этот документальный фильм невероятно завораживающим. Вы просто не поверите, что эти художники могут произвести на одном (огромном) листе бумаги. Мало того, что эти мастера оригами были полностью и непостижимо крутыми произведениями искусства, но и было действительно удивительно видеть всю связь оригами со сферами науки, математики, инженерии и технологий STEM.
Оригами - это искусство складывания бумаги, зародившееся в Японии еще в конце 17 века.Классическое оригами обычно состоит из одного листа бумаги (без разрезов), который складывается с помощью ряда стандартных складок оригами для создания замысловатых дизайнов. Оригами сейчас практикуют во всем мире, и в 21 веке оно достигло новых высот (см. Видео TED Talk ниже).
Моя любимая традиция оригами - это легенда о тысяче бумажных журавликов. Говорят, что если тот, кто сложит тысячу бумажных журавликов, получит желание или удачу. В одном из наших местных художественных музеев здесь, в Далласе, Crow Collection of Asian Art, есть (или уже давно я не был) коридор с тысячей бумажных журавликов, сложенных школьниками, и он такой веселый и красочный.
Легенда добавила значимости истории молодой девушки Садако, которой было 3 года, когда атомная бомба упала всего в миле от ее дома в Хиросиме, Япония. После того, как в 12 лет ей поставили диагноз лейкемия, Садако начала складывать бумажных журавликов, чтобы обеспечить себе поражение от рака. До своей смерти она смогла сложить только 644 журавля. Вы можете прочитать о ее истории в классической детской книге «Садако и тысяча бумажных журавликов».
художников-оригами были приглашены для работы во многих областях, чтобы поделиться своим опытом.Часто оригами приходит на помощь, когда инженерам нужно придать чему-то компактную форму, чтобы превратить это во что-то или куда-нибудь, чтобы они могли расширить его в месте назначения. Вот только пара, которую я нашел. Ссылки приведут вас к статье, в которой я нашел информацию, если вы хотите узнать больше.
.Мы хотели бы знать, что делают люди оригами! Это может быть дизайн с этого сайта или вообще где угодно ... это может быть даже ваше собственное изобретение! Пожалуйста, поделитесь тем, что вы сделали, и приложите фотографию, если она у вас есть!
Нажмите ниже, чтобы увидеть вклад других посетителей этой страницы ...